25 ноября Мосгордума большинством голосов приняла в первом чтении изменения в Градкодекс столицы. Фракция КПРФ проголосовала против: по мнению коммунистов, изменения резко сокращают участие москвичей в принятии градостроительных решений. Приводим текст выступления руководителя фракции КПРФ Андрея Клычкова.
«Уважаемые коллеги! Нам говорят, что данный законопроект направлен на приведение Генплана Москвы в соответствие с положениями статьи 63 Градостроительного кодекса РФ. Однако изучение статьи 63 позволяет утверждать, что нынешний состав Генплана никак не противоречит ее требованиям, и тезис о необходимости приведения в соответствие является надуманным.
Несмотря на это, «приведение в соответствие» предлагается осуществить путем объединения 2-х действующих статей в одну (ст. 25 «Состав и содержание материалов по обоснованию проекта Генплана» утрачивает силу).
Вместе с объединением статей 24 и 25 «теряются» требования действующего ГрК Москвы: «материалы по обоснованию проекта Генерального плана города должны содержать … обоснование мероприятий по территориальному планированию и основных показателей Генерального плана города Москвы с позиций их экономической, социальной, экологической и градостроительной обоснованности и учета факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с позиций… прогнозируемых изменений условий жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды. То есть, по мнению авторов проекта, экологическая и социальная обоснованность Генплану не нужна.
Далее в пояснительной записке указывается, что федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ исключена необходимость разработки как документа Плана реализации Генерального плана города Москвы, и на основании этого выдвигается предложение признать утратившей силу соответствующую норму Градостроительного кодекса Москвы.
Представляется, что данное утверждение не соответствует действительности. В действующей редакции Градостроительного кодекса РФ, в частях 3 и 7 статьи 26 содержится механизм реализации положений Генерального плана субъекта РФ, при этом не оговаривается точное название документа, на основании которого будут реализовываться положения Генплана. Таким образом, исключение указанных норм также является необоснованным.
Одновременно с тезисом приведения московского законодательства в соответствие с федеральным предлагается исключить из Градостроительного кодекса Москвы значительную часть норм, позволяющих обеспечить государственный и общественный контроль за градостроительной деятельностью в городе Москве.
Так, например, исключаются нормы московского Градкодекса, обязывающие проводить государственную экспертизу проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, государственную экспертизу Генерального плана города (пункт «в» части 1 статьи 4 Кодекса). То есть предлагается оставить на выбор застройщику, какой вид экспертизы ему проводить: государственную или негосударственную. Очевидно, что на сегодняшний день крупный инвестиционно-строительный бизнес способен обеспечить положительное экспертное заключение практически на любые свои проекты и капризы.
Исключаются нормы обязательного государственного строительного надзора при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства (пункт «г» части 1 статьи 4 Кодекса).
Далее вслед за Правилами землепользования и застройки из полномочий Московской городской Думы исключается утверждение норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве (пункт 2 части 1 статьи 6 Кодекса). Исключаются полномочия Думы по определению порядка реализации Генерального плана Москвы (пункт 1 части 1 статьи 6 Кодекса). Все эти полномочия, в том числе определение содержания, порядка подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования, передаются Правительству Москвы.
Вообще абсолютно неоправданно и необоснованно проектом предлагается наделить Правительство Москвы полномочиями:
- устанавливать случаи, когда не требуется получать разрешение на строительство,
- устанавливать состав документации, представляемой на публичные слушания (действующая норма обязывает представлять документы на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения ограниченного доступа),
Предлагается вообще отменить публичные слушания в отношении проектов планировки и межевания территории, подлежащей комплексному освоению, что является недопустимым.
Что касается изменений редактора, самыми принципиальным нововведением является дополнение частью 12 статьи 78 ГрК Москвы: «12. Утвержденные до 1 июля 2016 года и прошедшие публичные слушания градостроительные планы земельных участков, а также утвержденные до 1 июля 2016 года проекты планировки территории, подлежат учету в правилах землепользования и застройки города Москвы с сохранением параметров и сведений, содержащихся в указанных градостроительных планах земельных участков, проектах планировки территории.
А поправка редактора к пункту 2) части 1 ст. 68 гласит, что: «Проведение публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки частей территории города Москвы, подготовленным исключительно в соответствии с частью 12 статьи 78 настоящего Кодекса, не требуется».
Мы категорически против принятия таких изменений в Градостроительный кодекс Москвы и считаем, что это может повлечь захват земельных участков для передачи их под коммерческое использование крупному бизнесу. Что касается псевдозаботы о гражданах в виде проектируемых ТПУ, то это не более чем прикрытие для бесплатного проникновения крупного ритейла на экономически привлекательные земельные участки».