Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков отвечает на вопросы газеты «Тверская, 13».
- Андрей Евгеньевич, как бы вы охарактеризовали прошедший год для вашей фракции?
- 2010 год стал для фракции КПРФ в Мосгордуме годом борьбы за права москвичей. Темой номер один среди огромного количества обращений стали, пожалуй, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, - рост тарифов, некачественный капремонт, незаконное создание товариществ собственников жилья и многочисленные махинации при выборе управляющих компаний. Около 15 тысяч москвичей уже подписались под требованиями об отмене Жилищного Кодекса России, озвученными коммунистами. Сбор подписей продолжается, а проблемы, разъедающие жилищно-коммунальное хозяйство Москвы, не решаются до сих пор.
- Почему коммунисты против Жилищного кодекса?
- Жилищный кодекс страны, принятый в 2005 году, - это бомба замедленного действия. Он не только наносит огромный экономический и моральный ущерб населению, но и противоречит Основному закону государства - Конституции России. Жилищный кодекс в его нынешнем виде навязывает гражданам стопроцентную оплату жилья. По сути, наши налоги, часть из которых раньше шла на дотации ЖКХ из бюджета, исчезают в коридорах - или кошельках? - власти. Вместо двухсторонних договоров на оказание коммунальных услуг между жителями и организацией, обслуживающей жилищный фонд, гражданам агрессивно навязываются посредники в виде управляющих компаний и Товариществ собственников жилья.
- Как-то вы назвали нынешнюю систему капитального ремонта жилья «капитальной аферой»…
- А как же назвать иначе, если Жилищный кодекс возложил на собственников помещений плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, хотя это была и есть обязанность государства? Так, в договорах приватизации в пункте 1 записано: «Дом на момент приватизации капитальному ремонту подлежит», а в пункте. 8 мы читаем, что «…в домах, подлежащих на момент приватизации капитальному ремонту, за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». В договоре государства и граждан государство выступает не как властный орган, а как всего лишь сторона по договору, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допустимо. Как честный человек, я обязан жениться, - говорили в таких случаях. А если нечестный? А если нечестный, то постарается не только не вспоминать свои обязанности по договорам приватизации, но и попытается вторично содрать с граждан плату за капремонт в виде так называемого «софинансирования». Потому в Жилищном кодексе и говорится только об обязанностях собственников помещений оплачивать расходы на капитальный ремонт.
- Что еще в этой сфере вызывает у вас особое недовольство?
- В Федеральном законе 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» предусмотрено, что денежные средства на капитальный ремонт могут быть выделены для ремонта лишь тех домов, в которых созданы Товарищества собственников жилья или которые обслуживаются управляющими организациями. Мало того, деньги из этого фонда выделяются регионам, обеспечившим заданный процент частных управляющих компаний и ТСЖ. Получается, что капитальный ремонт признается не за жителями изношенных зданий, а за теми, кто легче поддался на уговоры и быстрее других подставил шею под ярмо. Контроль за расходованием средств со стороны жителей законодательством не предусмотрен, так что немало ТСЖ было создано исключительно для «распила» средств, отпущенных на капитальный ремонт. А в дальнейшем - для «приватизации» денежных потоков коммунальных платежей. Как говорится, «пилить, - и чтобы никаких гвоздей»…
- Вы говорили и о других капитально-ремонтных «неувязках»…
- Да, таких «неувязок» у нас в Москве хватает. Вот, например, по оценкам экспертов, сумма невыполненных обязательств города по капитальному ремонту, или так называемому «недокапремонту», жилого фонда Москвы оценивается в 1 триллион рублей. Что же происходит с этим многомиллионным долгом государства, если в доме организовано ТСЖ? Все просто: этот долг автоматически переходит на собственников помещений в доме. И теперь уже не городская власть, а каждый житель – собственник в таком «тэсэжированном» доме вдруг оказывается сразу с личным долгом в 50-100 тысяч рублей. Это утверждение основано на пункте 2 статьи 2 Федерального закона №251 – ФЗ от 29 декабря 2006 года, который гласит: «Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного Кодекса Российской Федерации». А раздел VIII Жилищного кодекса России как раз и регулирует процедуру выбора способом управления многоквартирным домом, в том числе и с помощью ТСЖ. Становится понятно, почему чиновники говорят о появлении «ответственных собственников» только после создания в старом доме именно ТСЖ. Получается, действительно ответственного, – теперь уже и за старые долги исполнительной власти по «недокапремонту». Все бы ничего, но есть еще норма части 10 статьи 32 Жилищного кодекса К РФ, обязывающая собственников жилья снести дом за свой счет, если дом будет признан аварийным. А признавать старый дом аварийным будут те же самые чиновники управы, которые накануне так усердствовали и создали в этом старом доме ТСЖ, подчас с грубыми нарушениями, переложив этим всю финансовую ответственность за, возможно, уже аварийное состояние дома на жителей. Очевидно, что жители на смогут выполнить свалившиеся на них обязательства и не смогут снести свой дом – откуда взять на это деньги и где жить до возведения нового жилья? И тут появится заготовленный «инвестор», который предложит за жителей выполнить их обязательства и снесет дом, а жителей «облагодетельствует» каким-то жильем и не обязательно в Москве. Налицо «законный» механизм если не отъема жилья, то, по крайней мере, принудительного ухудшения жилищных условий наивных законопослушных граждан, вольно или не вольно допустивших создание ТСЖ в их старом доме. Сказанное относится и к процедуре «выбора» управляющих компаний.
- Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Кому выгодны «неувязки», связанные с реализацией Жилищного кодекса?
- Давайте порассуждаем. В некоммерческом секторе высшим органом управления всегда было принято считать общее собрание, которое считается правомочным при наличии кворума. Но в Жилищный кодекс встроена «лазейка» для нарушения общепринятых демократических норм в виде заочной формы общего собрания. Раз собрания не проводится, подписанты не слышат доводов сторонников и противников предложений, а потому объективно лишены возможности взвесить все за и против. Таким образом, вместо коллективного решения оформляется решение заинтересованной стороны. Кому выгодна подобная заочная форма? В первую очередь, чиновникам и мошенникам, которые в состоянии нарисовать любые подписи на нужных бюллетенях заочной формы. Для чего? Да все для того же, - для приватизации денежных потоков коммунальных платежей, и рейдерства в жилищной сфере. Самое плохое, - в жилищном законодательстве предпринята попытка отнять у потребителя жилищно-коммунальных услуг права потребителя. Для этого наделили статусом потребителя такого рода услуг управляющие организации. И сделали это таким образом: в пункте 17 статьи 2 Федерального закона 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» закрепили норму, суть которой в том, что ТСЖ и управляющие компании якобы «приобретают товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме».
- Но это уже просто глупость…
- Это даже не глупость, это дикость! Поскольку с учетом положений статьи 779 ГК РФ, а также преамбулы Закона «О защите прав потребителей», под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных – бытовых - нужд, то потребителем услуг может быть исключительно физическое лицо, но не юридическое. К тому же приобрести услуги для последующего предоставления услуг вообще невозможно, поскольку услуги не обладают такими свойствами, как складирование, хранение, накопление. Невозможно единожды потребленные услуги еще раз кому-либо «предоставить», как если вам натерли спину в бане для того, чтобы, придя из бани, вы натерли спинку, например, подруге своего друга…
- Сегодня много говорят о явно завышенных тарифах на коммунальные услуги. Иногда такое ощущение, что тарифы эти берутся с потолка…
- Тарифы на коммунальные услуги – плод воображения чиновников в смокингах. Когда намечали реформу ЖКХ, то ставили задачу – обеспечить конкурентную среду в этой сфере. Имелось в виду, что, как это делается в цивилизованном обществе, конкуренция вынудит участников рынка снижать цены в погоне за клиентом. Но рыночного общества не получилось, тарифы еще стремительнее поползи вверх. А как при таких условиях рост тарифов сдерживать? Только посредством прямого участия граждан в контроле за ценообразованием. Сегодня же управляющие организации просто «от фонаря» рисуют смету, а иногда делают сфальсифицированные протоколы о том, что собственники «решили принять городские тарифы». Приведенные доводы – далеко не полный перечень причин, по которым мы требуем отмены Жилищного кодекса России. Сбор подписей москвичей продолжается.