Вместо того чтобы устранить системные недостатки в организации исполнения бюджета города Москвы, единороссы из года в год наступают на одни и те же грабли.
8 сентября на заседании Мосгордумы депутаты рассмотрели проект закона «Об исполнении бюджета города Москвы за 2009 год». Несмотря на многочисленные системные недостатки, выявленные Контрольно-Счетной палатой, экспертами и коммунистами, единороссы дружно законопроект одобрили.
С резкой критикой документа выступили коммунисты. Позицию фракции КПРФ озвучил ее руководитель Андрей Клычков.
«Анализ итогов выполнения бюджета 2009 года, казалось бы, не дает оснований для каких-либо серьезных претензий в том, что касается чисто количественных параметров бюджета. Формально требования закона исполнены, - начал депутат. - Никто не забывает и про экономический кризис, изменения в федеральном законодательстве.
Однако экономический кризис не может рассматриваться как заранее обещанная индульгенция. Именно эти условия и должны были бы послужить стимулом для наведения порядка в налогово-бюджетной сфере. К сожалению, этого сделано не было. Как в сфере составления, так и в сфере исполнения бюджета города Москвы долгие годы не устраняются недостатки, неоднократно отмечавшиеся при анализе бюджетного процесса. Следует, в частности, обратить внимание на факты, содержащиеся в проекте постановления МГД «Об отчете о деятельности КСП Москвы в 2009 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях» и в Заключении КСП на проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2009». В этих документах фиксируются многочисленные нарушения и недоработки, связанные, в том числе, с формированием доходной части бюджета 2009 года и организацией расходования бюджетных средств. В результате бюджет недополучает потенциальные доходы, а значительная часть полученных средств расходуется нерационально, бесконтрольно, с нарушениями установленных норм и правил, не по назначению, или, напротив, систематически не осваивается.
При этом следует подчеркнуть, что целый ряд из нарушений уже фиксировался неоднократно на протяжении многих лет (например, слабый контроль за поступлением налога на имущество физических лиц; отсутствие необходимой учетной и нормативной базы при формировании расходов жилищно-коммунального хозяйства, включая отсутствие обоснованных тарифов; отсутствие проектно-сметной документации на значительную часть объектов государственной инвестиционной программы и т.д.).
Представляется, что Департаменту финансов следовало бы не ограничиваться констатированием этих недостатков, а уже много лет назад принять меры по их устранению.
По итогам 2009 года, как и в течение целого ряда лет перед этим, оказался завышенным прогноз бюджетного дефицита, который составил 145 млрд. 383 млн. 783,1 тыс. рублей. При этом доходы выше запланированных почти на 15 млрд. руб., а расходы ниже запланированных на 75, 6 млрд. руб. Таким образом, бюджетный дефицит оказался меньше запланированного на 90 523 937,4 тыс. руб.
Для покрытия бюджетного дефицита в 2009 году привлечены на отечественном финансовом рынке денежные средства в сумме 128 млрд. 368 млн. рублей, объем погашения долговых обязательств за отчетный период составил 20 898 млн. рублей, общий объем государственного долга города Москвы составил 243 086 млн. рублей и по сравнению с 01.01.2009 года увеличился на 121 537 млн. рублей. Несложный подсчет показывает, что долг должен был бы увеличиться лишь на 107 470 млн. руб. Возможно, разгадка этого несоответствия кроется в сведениях, приводимых в Заключении КСП, где отмечено, что часть облигаций города Москвы была реализована с дисконтом на общую сумму 13 110,5 млн. руб.
Следует обратить внимание на то, что при фактическом дефиците бюджета 145 383,8 млн. рублей объем заимствований для покрытия этого дефицита составил 128 368 млн. рублей. В то же время в проекте закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2009 год» не содержится никаких сведений о каких-либо других источниках покрытия бюджетного дефицита.
Судя по Заключению КСП, в ходе исполнения бюджета 2009 года так и не был преодолен вопиющий беспорядок в деле учета доходов от аренды государственного имущества.
Точно так же не был наведен должный порядок в подготовке, финансировании и реализации городских целевых программ, на что обращается внимание уже не первый год. Отчетные данные об исполнении программ подчас не соответствуют заявленным программным целям, так что невозможно установить степень их выполнения (недофинансированные выполнены, а полностью профинансированные не выполнены).
Обращают на себя внимание значительные нарушения законодательства при организации и проведении процедур госзаказов. Данные об этих затратах носят разрозненный характер, ибо учет, агрегирование и анализ этих затрат, так же, как и в предшествующие годы, не проводились. Причинами этих нарушений являются, на мой взгляд, как низкий уровень контроля над соблюдением установленных процедур, так и несовершенства законодательства о государственных закупках, препятствующие отбору эффективных исполнителей.
Значительные нерациональные расходы обнаруживаются в сфере предоставления государственных субсидий.
Кроме того, КСП справедливо обращает внимание на тот факт, что показатели, используемые в проекте закона об исполнении бюджета, не в полной мере раскрывают информацию о финансировании приоритетных национальных проектов, городских целевых программ, публичных нормативных обязательств, субсидий юридическим лицам и ряда других статей расходов.
Таким образом, приходится констатировать, что в организации исполнения бюджета 2009 года имели место системные недостатки, многие из которых носят застарелый характер, снижая эффективность исполнения как доходной, так и расходной части бюджета. Тем не менее, несмотря на неоднократные критические выступления ряда депутатов, и на предложения, содержащиеся в Заключениях КСП, меры по исправлению указанных недостатков неоправданно растягиваются, либо не предусматриваются вовсе».