Нужен ли Москве Западный порт? Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме
Семь лет понадобилось Москве, чтобы развалить предприятие, которое семьдесят лет приносило городу прибыль. Сегодня от ГУП «Московский Западный порт» осталось одно название, и в 2012 году предприятие собираются окончательно ликвидировать. Так нужен ли Москве Западный порт? - этот вопрос обсуждался 18 апреля в Мосгордуме на круглом столе, организованном фракцией КПРФ.
Семь лет понадобилось Москве, чтобы развалить
предприятие, которое семьдесят лет приносило
городу прибыль. Сегодня от ГУП «Московский
Западный порт» осталось одно название,
и в 2012 году предприятие собираются окончательно
ликвидировать. Так нужен ли Москве Западный
порт? - этот вопрос обсуждался 18 апреля в
Мосгордуме на круглом столе, организованном
фракцией КПРФ.
Московский Западный порт был построен
в 1933-1937 годах и до 2004 года успешно работал.
Но в сентябре 2004 года все изменилось: на
отстой были поставлены 16 судов, несколько
сданы на металлолом. Под предлогом реорганизации
и возрождения порта было создано ОАО «Порт-Сити»,
которому отошли все капитальные строения.
В то же время на ГУП «МЗП» началась продажа
судов и сокращение сотрудников.
Два года за сохранение предприятия вместе
с его работниками борются коммунисты. Руководитель
фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков
неоднократно направлял обращения с просьбой
сохранить ГУП «МЗП» и бывшему Мэру Москвы
Юрию Лужкову, и нынешнему Мэру Сергею Собянину.
Но пока безрезультатно: распоряжением мэра
ГУП «МЗП» подлежит ликвидации в 2012 году.
Департамент имущества Москвы эту процедуру
уже начал.
Обсудить дальнейшую судьбу порта в Мосгордуму
пригласили представителей ГУП «МЗП», профильных
департаментов Правительства Москвы, федеральных
органов власти.
Открывая заседание, депутат Мосгордумы
Владимир Святошенко (фракция КПРФ) напомнил,
что Московский Западный порт до 2005 года
был прибыльным предприятием и обеспечивал
работой более тысячи москвичей. И сегодня,
когда предприятие фактически не работает,
потенциал у него по-прежнему есть. «Учитывая
выгодное географическое положение Московского
Западного порта, его кадровый, технический
потенциал, мы полагаем необходимым рассмотреть
возможность сохранения предприятия в ведении
Москвы», - заявил депутат.
Он отметил, что для восстановления эффективности
Московского Западного порта нужны финансовые
вложения в инфраструктуру, передача капитальных
строений в ведение предприятия, рассмотрение
вопроса долговых обязательств. По мнению
Владимира Святошенко, порт можно использовать
в том числе и для решения транспортной проблемы
столицы.
Тему возрождения предприятия продолжил
исполняющий обязанности генерального директора
ГУП «МЗП» Андрей Исаев. По его словам, в
России растет объем перевозок внутренним
водным транспортом. И в Концепции развития
внутреннего водного транспорта в России
приоритетными задачами является модернизация
систем водных путей, строительство портов,
обновление техники. Северный и Южный речные
порты с этими задачами успешно справляются:
«Деятельность этих предприятий в Москве
далеко не убыточная, порты загружены полностью».
В то же время некогда успешное предприятие
Московский Западный порт постепенно умирает.
За последние 12 лет сменились 4 директора
порта, причем двое из них не имели профессионального
образования. Назначались эти руководители
Правительством Москвы. «Ситуация, в которой
сейчас находится порт, должна рассматриваться
в ракурсе ответственности исполнительной
власти Москвы», - считает Андрей Исаев.
По мнению Исаева, разрушение предприятия
планировалось заранее: «Изучив все документы,
я понял, что существовала преднамеренная
цель, связанная с банкротством предприятия.
Потому что все мероприятия, которые осуществлялись
в порту, не были направлены на его развитие.
Вопрос стоял – ликвидировать порт, сократить
людей, распродать флот и освободить территорию
под новые проекты и новые застройки». В
настоящее время, как добавил выступающий,
ведется работа над проектом жилой застройки
этой территории.
Далее слово предоставили работникам ГУП
«МЗП», которые были свидетелями того, как
умело и спешно разрушалось старейшее предприятие.
Многие работники отдали предприятию полжизни,
здесь складывались целые трудовые династии,
которые теперь оказались никому не нужны.
Заместитель председателя профсоюза работников
ГУП «МЗП» Алексей Александров вернулся
к событиям семилетней давности: «В 2004 году
флот работал прекрасно. Но остановили нас
раньше окончания навигации, суда были поставлены
на отстой. Мы закончили 2004 год с 80 миллионами
чистой прибыли, а 2005 начали уже с 78 миллионами
убытков. Вот за 2-3 месяца был создан такой
колоссальный разрыв! Все были сделано для
того, чтобы осуществить преднамеренное
банкротство. По этому вопросу было возбуждено
уголовное дело, к ответственности привлечен
директор порта Барусев Александр Александрович».
Выступающий рассказал об уникальности
порта: он единственный в Москве имеет доступ
к различным транспортным артериям: речному
и автомобильному транспорту, железным путям,
линии метро. «Если порт оставить и придать
ему статус, то буквально через 5-7 лет он
возродится», - убежден Алексей Александров.
Cтарший капитан рейда Анатолий Макленков,
который непосредственно отвечает за сохранность
флота, рассказал о его сегодняшнем состоянии:
«В настоящее время на холодном отстое у
причальной стенки Западного порта находится
23 судна, из них 10 водотечны. Своими не очень
большими возможностями и кадрами управляемся,
флот остается на плаву, но остается много
вопросов как морального, так и финансового
плана».
Сотрудники ГУП «МЗП» также подняли вопрос
искусственного вывода Западного порта
из-под контроля Москвы. Со стороны Правительства
Москвы в уставной капитал ОАО «Порт Сити»
было внесено все недвижимое имущество порта,
передано право договора аренды земельного
участка, а также финансовые средства. При
этом, в соответствии с уставом ОАО «Порт-Сити»,
Москва лишилась права назначения руководителя.
По сути, вложив имущество и деньги, город
ничего не получил, контроль по управлению
полностью перешел к ООО ТД «Шатер». Но Правительство
Москвы закрывает на этот факт глаза.
Надо сказать, что представители профильных
департаментов Правительства Москвы на
заседание не явились. Единственным чиновником
правительства на круглом столе оказалась
представитель Департамента экономической
политики и развития Олеся Продвинская.
Она с сожалением заметила, что было бы важно
и логично, чтобы на заседании присутствовали,
прежде всего, представители Департамента
имущества города Москвы и Департамента
транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры,
которые принимали решение о судьбе порта.
«Если мы откроем 367 постановление Правительства
Москвы, которое называется «Об актуализации
ранее принятых решений о реформировании
государственных унитарных предприятий
города Москвы», то в приложении 2 мы видим,
что ГУП «Московский Западный порт» подлежит
ликвидации. Поэтому я настаиваю на том,
что представители Департамента транспорта
здесь должны быть обязательно».
Начальник Управления внутреннего водного
транспорта Федерального агентства морского
и речного транспорта Игорь Злобин согласился
с мнением выступающих о том, что Московский
Западный порт нужно развивать, и это полностью
соответствует федеральной стратегии по
передаче большинства грузов с автомобильного
транспорта на водный: «Уникальность Западного
порта по сравнению с другими московскими
портами - в том, что он находится в центре
и может разгрузить автомобильные дороги
внутри города. Вот эту нишу, мне кажется,
Московский Западный порт вполне может занять.
Поэтому мы рассматриваем его как потенциальный
транспортно-логистический центр, пусть
и небольшой». Другое дело, что ни Федеральное
агентство морского и речного транспорта,
ни Министерство транспорта Российской
Федерации не имеют право влезать в политику
Правительства города Москвы и навязывать
свою точку зрения.
«Мы делали в свое время запросы к руководству
Московского Западного порта и Правительства
Москвы, но, к сожалению, не увидели планы,
хотя бы концептуальные какие-то планы, которые
можно было бы рассматривать как разумное
зерно, и на основе этого развивать концепцию
и выстраивать транспортно-логистическую
работу порта», - подчеркнул Игорь Злобин.
Сопредседатель Комитета защиты прав граждан
Сергей Селиванкин предложил представителю
Транспортной прокуратуры содействовать
проведению проверки и прекращению процесса
ликвидации Западного порта.
«К сожалению, как показывает практика,
иногда мы пытаемся приостановить негативные
процессы, в том числе связанные с разбазариванием
государственной собственности, но при отсутствии
желания властных структур мы соблюдаем
простую формальность. Выигрываем суды,
но, к сожалению, решения исполняются не
так, как надо. Исполняются настолько долго
и неэффективно, что на бумажке мы победили,
а на деле совсем все по-другому», - констатировал
представитель прокуратуры. Тем не менее,
он пообещал, что прокуратура проведет проверку
«Порта-Сити».
По результатам обсуждения участники круглого
стола приняли резолюцию, в которой в качестве
первостепенных требований для возрождения
порта отмечаются: исключение ГУП «МЗП»
из ликвидационного перечня, возвращение
предприятию капитальных строений и права
договора аренды земли, финансовые вложения
в инфраструктуру порта, создание рабочей
группы при Мэре Москвы по восстановлению
эффективности предприятия.
Пресс-служба МГК КПРФ