Бедность – не порок?!
По данным Института Социологии РАН, за последние годы число россиян, находящихся за чертой бедности, увеличилось на 2 миллиона человек. 59 процентов – бедные, и лишь 8-10 процентов граждан можно отнести к обеспеченной прослойке. Сейчас перед чиновниками поставлены задачи превратить Москву в международный финансовый центр. С реализацией этого проекта в столице будет больше богатых или нищих? Много ли в крупнейшем мегаполисе Европы бедных людей? Как ведется расчет прожиточного минимума, и вправе ли государство вмешиваться в семью под видом социальной помощи. Эти и другие вопросы обсуждались на «круглом столе», организованном фракцией КПРФ в Мосгордуме 15 февраля.
15 февраля при участии фракции КПРФ в Московской
городской Думе состоялся «круглый стол»
на тему: «Бедность в Москве и социальная
политика».
Социология различает понятие «бедность»
и «нищенство», говоря, что последнее - крайняя
форма бедности. Нищий не имеет, в отличие
от бедного, доходов к существованию, он
живет подаянием.
Становление рыночных отношений в России
сопровождалось стремительным ростом неравенства
в распределении доходов. В этой связи прочно
вошли в обиход понятия попрошайничества,
бедности, нищеты и унижения.
По данным Института Социологии РАН, за
последние годы число россиян, находящихся
за чертой бедности, увеличилось на 2 миллиона
человек. 59 процентов – бедные и лишь
8-10 процентов граждан можно отнести к обеспеченной
прослойке. Сейчас перед чиновниками поставлены
задачи превратить Москву в международный
финансовый центр. С реализацией этого проекта
в столице будет больше богатых или нищих?
Много ли в крупнейшем мегаполисе Европы
бедных людей? Как ведется расчет прожиточного
минимума, и вправе ли государство вмешиваться
в семью под видом социальной помощи. Эти
и другие вопросы обсуждались на «круглом
столе».
В дискуссии приняли участие депутаты ГД
РФ, Московской и областной Думы, представители
органов исполнительной власти Москвы, уполномоченного
по правам человека в городе Москве, эксперты,
правозащитники, инициативные групп граждан.
Заседание «круглого стола» открыл руководитель
фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
Свой доклад он начал с определения понятия
«шкалы бедности». Депутат напомнил, что
статистические оценки уровня бедности
в России осуществляются Росстатом с 1992
года, а в настоящее время в качестве черты
бедности в России используется величина
прожиточного минимума. «Социально-политическая
роль границы бедности заставила Государственную
думу в 1997 г. принять Закон «О прожиточном
минимуме в РФ», а в 1999 г. — Закон «О потребительской
корзине в целом по РФ». В соответствии с
ним, - продолжил депутат, - в прожиточный
минимум, помимо продуктов, включены 17 групп
непродовольственных товаров и услуг, объемы
потребления которых устанавливались нормативным
методом».
Далее он отметил, что в соответствии с законом,
потребительская корзина должна пересматриваться
не реже одного раза в 5 лет, однако прожиточный
минимум был принят лишь в марте 2006 г. и действует
до сих пор.
«За прошедшие годы потребности москвичей
возросли. Наполняемость потребительской
корзины, как по нормам, так и по перечню
продуктов, товаров и услуг требует увеличения
как минимум в два раза. На официальную потребительскую
корзину в Москве не прожить, а используемый
для оценки уровня жизни критерий занижен,
и не отражает реальные масштабы бедности
граждан», - подчеркнул Клычков. Также депутат
поднял проблему социального неравенства
среди населения. Он рассказал, что разница
в доходах самых нищих и самых богатых в
Москве составляет 39,5 раз. «Парадокс в том,
что с ростом средних доходов в Москве происходит
углубление неравенства. За последние годы
у малообеспеченных групп граждан доходы
росли со скоростью 3% в год, у богатых -
со скоростью 60%».
Андрей Евгеньевич подробно рассказал
о том, кто в Москве может получить статус
«бедного человека».
«К подобной категории граждан относятся
неполные и многодетные семьи, где два и
более ребенка, семьи, имеющие в своём составе
инвалидов, одинокие пенсионеры, беженцы,
вынужденные переселенцы и студенты. Также,
- продолжил Клычков, - эксперты указывают
на существование группы «работающие
бедные» - когда люди работают, но получают
очень мало. К пласту «малоимущих» можно
добавить и понятие «застойная бедность»,
когда трудоспособный гражданин отчаивается
найти работу, и поэтому психологически
ориентирован лишь на помощь государства».
В завершение своего выступления Андрей
Евгеньевич резюмировал: «Можно опираться
на статистику, на показатели прожиточного
минимума, на закон, которые мы принимаем,
однако люди остаются на улице, без работы,
без социальных гарантий. Властями был принят
закон о «коммерциализации» бюджетной
сферы, который не дает возможности получить
бесплатное образование, социальные и медицинские
услуги, и это - отправной механизм к бедности
населения».
«В нынешних рамках экономического и политического
курса я не вижу объективного выхода. Действующая
власть не хочет идти на изменения налоговой
системы, идти по пути национализации производства,
поэтому нам нужно говорить о том, что мы
имеем сейчас, и работать на коренные изменения
в будущем».
Далее слово было передано приглашенным
экспертам.
«Нет страны, где бы проблемы бедности были
решены полностью», - таким словами начал
свое выступление депутат фракции КПРФ
в Госдуме Олег Смолин. «Безработные, люди
с тяжелыми заболеваниями, студенты - мы
все, хлебнув блага заграничной цивилизации
с их платной медициной и образованием, стали
ощущать эти последствия на себе», - отметил
депутат.
В своем докладе Олег Николаевич привел
статистические данные и выделил категории
граждан, кто в нашей стране находится на
грани бедности, а это 63% людей рабочих специальностей,
интеллигенция (врачи, ученые, учителя), семьи,
где воспитывается более 2-х детей, также
могут попасть в категорию малоимущих.
«Депутаты Госдумы поближе к выборам обычно
спорят, откуда в России взят прожиточный
минимум? То ли это норма блокадного Ленинграда,
то ли нормы концлагерей? На самом деле,
- отметил депутат, - это нормы, используемые
ООН, разработаны для развивающихся стран
Азии и Африки. Нужно понимать, что Россия
должна претендовать на нечто другое, но,
тем не менее, исходя из этих норм, разработана
нынешняя потребительская корзина россиянина.
При таком подходе очень легко превратить
всю страну в нищих и при этом практически
не иметь бедных», - заключил Смолин.
Нина Останина, руководитель аппарата фракции
КПРФ в ГД РФ, подняла вопрос переноса 131-го
закона на федеральный уровень, чтобы тем
самым попытаться вернуть должное обеспечение
семей государственной заботой. Также она
обратила внимания на мизерные детские пособия
и предложила приравнять их к прожиточному
минимуму.
«Ежемесячное пособие на ребенка в Дагестане
или Чечне - 75 рублей. В Москве пособие -
800 рублей в месяц, но как можно растить малыша
на 30 рублей в день?», - отметила Останина.
Адвокат Лариса Павлова представила свой
доклад, разоблачающий ювенальную систему
и её воздействие на семьи с низким уровнем
дохода. По словам адвоката, социальные
службы могут «изъять» детей из семьи только
потому, что в семье остался один из родителей,
ребенок совершил правонарушение или, по
мнению работников воспитательных учреждений,
нарисовал «не такую картинку».
«Ювенальные технологии ущемляют права
детей и родителей, - отметила она, - а все
мизерные пособия должны быть повышены».
Эту тему продолжил многодетный отец Сергей
Пчелинцев из Нижнего Новгорода. Он рассказал,
что по причине безденежья и юридической
неграмотности социальные службы пытались
забрать у него троих детей.
«Детей могут забрать только потому, что
в доме нет апельсинов. Борьба с безнаказанностью
не прекратится, пока мы не изменим строй.
Всем родителям нужно сплачиваться и вынудить
власть повернуться к нам лицом. Иначе будут
социальные потрясения», - констатировал
он.
Эксперт Марина Ожегова также поддержала
данную проблематику, и в частности сказала,
что из-за социального неравенства и брешей
в законодательной системе любая семья,
где появился ребенок, может оказаться за
чертой бедности. «По мнению социологов,
в семье, где есть три ребенка, отец семейства
должен зарабатывать не менее 100 тысяч рублей
в месяц. А во многих ли семьях папы имеют
такой доход? - возмутилась она.
Сопредседатель КЗПГ Сергей Селиванкин
затронул социальную проблему и отметил,
что сейчас в тяжелейших жилищных условиях
существуют одинокие инвалиды, а в законодательстве
до сих пор не прописано, что эти люди требуют
должного ухода.
Далее он поднял тему мигрантов в городе.
«К нам едет не интеллектуальная элита, к
нам приезжает «аульный» пролетарий. Они
работают за копейки и тем самым дают почву
для создания коррупция в системе ЖКХ».
Николай Мишустин поднял вопрос незащищенности
и безвольности перед государством тех граждан,
кто по убеждениям веры отказывается получать
паспорт и другие электронные документы.
Выступление предпринимателя Сергея Астахова
вызвало бурю споров и возмущений в зале.
По его мнению, сейчас существует огромный
пласт людей, которые не хотят и не умеют
зарабатывать, а лишь надеются, что их должно
обеспечивать государство. В частности,
он сказал: «В нашем обществе не учат, как
зарабатывать, копить и сохранять деньги.
Когда люди возьмут ответственность за свою
жизнь, тогда все и изменится»
Далее слово было предоставлено представителям
органов исполнительной власти. В заседании
«круглого стола» приняли участие: начальник
управления организации медицинской помощи
Департамента здравоохранения города Москвы
А.В. Погодин; начальник управления Департамента
социальной защиты населения города Москвы
О.И. Лебединская; представитель уполномоченного
по правам человека в городе Москве Т.Н. Николаева;
представитель Института экономики города
Л.Г. Рогозина; представитель Института
гуманитарного развития мегаполиса С.С.
Бирюкова.
В заключительной части работы круглого
стола его участники пришли к выводу, что
в рамках существующего государственного
строя без смены социально-политического
курса решить проблему бедности и нищеты
невозможно. Также они выделили основополагающие
меры по борьбе с бедностью, а именно: увеличение
заработной платы (особенно в бюджетной
сфере); увеличение социальных пособий и
пенсий; увеличение МРОТа и прожиточного
минимума; увеличение занятости населения;
внедрение прогрессивной шкалы налогообложения
доходов.
По итогам работы была одобрена резолюция,
которая в скором времени будет направлена
Президенту РФ, Мэру Москвы, в Государственную
Думу РФ, Департамент образования города
Москвы, Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы,
Департамент образования города Москвы,
Департамент социальной защиты населения
города Москвы, Общественную палату РФ,
Уполномоченному по правам человека в городе
Москве и другие государственные органы.
Мария Климанова, пресс-служба МГК КПРФ