Загрузка...

Новость

Главная/ Новости/ Новость

Бедность – не порок?!

По данным Института Социологии РАН, за последние годы число россиян, находящихся за чертой бедности, увеличилось на 2 миллиона человек. 59 процентов – бедные, и лишь 8-10 процентов граждан можно отнести к обеспеченной прослойке. Сейчас перед чиновниками поставлены задачи превратить Москву в международный финансовый центр. С реализацией этого проекта в столице будет больше богатых или нищих? Много ли в крупнейшем мегаполисе Европы бедных людей? Как ведется расчет прожиточного минимума, и вправе ли государство вмешиваться в семью под видом социальной помощи. Эти и другие вопросы обсуждались на «круглом столе», организованном фракцией КПРФ в Мосгордуме 15 февраля.
  • None
  • None
15 февраля при участии фракции КПРФ в Московской городской Думе состоялся «круглый стол» на тему:  «Бедность в Москве и социальная политика».  Социология различает понятие «бедность» и «нищенство», говоря, что последнее - крайняя форма бедности. Нищий не имеет, в отличие от бедного, доходов к существованию, он живет подаянием. Становление рыночных отношений в России  сопровождалось стремительным ростом неравенства в распределении доходов.  В этой связи прочно вошли в обиход  понятия попрошайничества, бедности, нищеты  и унижения.  По данным Института Социологии РАН, за последние годы число россиян, находящихся за чертой бедности, увеличилось на 2 миллиона человек.  59 процентов – бедные  и лишь  8-10 процентов граждан можно отнести к обеспеченной прослойке.  Сейчас перед  чиновниками поставлены задачи превратить Москву в международный финансовый центр. С реализацией этого проекта в столице будет больше богатых или нищих? Много ли в крупнейшем мегаполисе Европы бедных людей? Как ведется  расчет прожиточного минимума, и вправе ли государство вмешиваться в семью под видом социальной помощи.  Эти и другие вопросы обсуждались на «круглом столе». В дискуссии приняли участие депутаты ГД РФ, Московской и областной Думы, представители органов исполнительной власти Москвы, уполномоченного по правам человека в городе Москве, эксперты, правозащитники, инициативные групп граждан.  Заседание «круглого стола» открыл руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.  Свой доклад он начал с определения понятия «шкалы бедности». Депутат  напомнил, что статистические оценки уровня бедности в России осуществляются Росстатом с 1992 года, а в настоящее время в качестве черты бедности в России используется величина прожиточного минимума.    «Социально-политическая роль границы бедности заставила Государственную думу в 1997 г. принять Закон «О прожиточном минимуме в РФ», а в 1999 г. — Закон «О потребительской корзине в целом по РФ». В соответствии с ним, - продолжил депутат, - в прожиточный минимум, помимо продуктов, включены 17 групп непродовольственных товаров и услуг, объемы потребления которых устанавливались нормативным методом».  Далее он отметил, что в соответствии с законом, потребительская корзина должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, однако прожиточный минимум был принят лишь в марте 2006 г. и действует до сих пор. «За прошедшие годы потребности москвичей возросли. Наполняемость потребительской корзины, как по нормам, так и по перечню продуктов, товаров и услуг требует увеличения как минимум в два раза. На официальную потребительскую корзину в Москве не прожить, а используемый для оценки уровня жизни критерий занижен, и не отражает реальные масштабы бедности граждан», - подчеркнул Клычков. Также депутат поднял проблему  социального неравенства среди населения.  Он рассказал, что разница в доходах самых нищих и самых богатых в Москве составляет 39,5 раз. «Парадокс в том, что с ростом средних доходов в Москве происходит углубление неравенства. За последние годы у малообеспеченных групп граждан доходы росли со скоростью 3% в год,  у  богатых  -  со скоростью 60%».  Андрей Евгеньевич подробно рассказал о том, кто в Москве  может получить статус «бедного человека». «К подобной категории граждан относятся неполные и многодетные семьи, где два и более ребенка, семьи, имеющие в своём составе инвалидов, одинокие пенсионеры,  беженцы, вынужденные переселенцы и студенты.   Также, -  продолжил Клычков, - эксперты указывают  на существование  группы  «работающие бедные» - когда люди работают, но получают очень мало. К пласту «малоимущих» можно добавить и понятие «застойная бедность»,  когда трудоспособный гражданин отчаивается  найти работу, и поэтому психологически ориентирован лишь на помощь государства». В завершение своего выступления Андрей Евгеньевич резюмировал:   «Можно опираться на статистику, на показатели прожиточного минимума, на  закон, которые мы принимаем, однако люди остаются на улице,  без работы, без социальных гарантий. Властями был принят закон  о «коммерциализации» бюджетной сферы, который  не дает возможности получить  бесплатное образование, социальные и медицинские услуги, и это - отправной механизм к бедности населения».  «В нынешних рамках экономического и политического курса я не вижу объективного выхода. Действующая власть не хочет идти на изменения налоговой системы, идти по пути национализации производства, поэтому  нам нужно говорить о том, что мы имеем сейчас, и работать  на коренные изменения в будущем». Далее слово было  передано приглашенным экспертам. «Нет страны, где бы проблемы бедности были решены полностью», - таким словами начал свое выступление  депутат фракции КПРФ в Госдуме Олег Смолин.  «Безработные, люди с тяжелыми заболеваниями, студенты - мы все, хлебнув блага заграничной цивилизации с их платной медициной и образованием, стали ощущать эти последствия на себе», - отметил депутат. В своем докладе Олег Николаевич привел статистические данные  и выделил категории граждан, кто в нашей стране находится на грани бедности, а это 63% людей рабочих специальностей, интеллигенция (врачи, ученые, учителя), семьи, где воспитывается более 2-х детей, также могут попасть в категорию малоимущих.   «Депутаты Госдумы поближе к выборам обычно спорят, откуда в России взят прожиточный минимум? То ли это норма блокадного Ленинграда, то ли  нормы концлагерей?  На самом деле, - отметил депутат, - это нормы, используемые ООН, разработаны для развивающихся стран Азии и Африки. Нужно понимать, что Россия должна претендовать на нечто другое, но, тем не менее, исходя из этих норм, разработана нынешняя потребительская корзина россиянина. При таком подходе очень легко превратить всю страну в нищих и при этом практически не иметь бедных», - заключил Смолин. Нина Останина, руководитель аппарата фракции КПРФ в ГД  РФ, подняла вопрос переноса 131-го закона на федеральный уровень, чтобы тем самым  попытаться вернуть должное  обеспечение  семей государственной заботой. Также она обратила внимания на мизерные детские пособия и предложила приравнять их к прожиточному минимуму. «Ежемесячное пособие на ребенка  в Дагестане или Чечне   - 75 рублей. В Москве пособие  - 800 рублей в месяц, но как можно растить малыша на 30 рублей в день?», - отметила Останина.    Адвокат Лариса Павлова представила свой доклад, разоблачающий ювенальную систему и её воздействие на семьи с низким уровнем дохода. По  словам адвоката, социальные службы могут «изъять» детей из семьи  только потому, что в семье остался один из родителей, ребенок совершил правонарушение или, по мнению работников воспитательных учреждений, нарисовал «не такую картинку».  «Ювенальные технологии ущемляют права детей и родителей, - отметила она, - а все мизерные пособия должны быть повышены».   Эту тему продолжил многодетный отец Сергей Пчелинцев из Нижнего Новгорода. Он рассказал, что по причине безденежья и юридической неграмотности социальные службы пытались забрать  у него  троих детей. «Детей могут забрать только потому, что в доме нет апельсинов. Борьба с безнаказанностью не прекратится, пока мы не изменим строй. Всем родителям нужно сплачиваться и вынудить власть повернуться к нам лицом.  Иначе будут социальные потрясения», - констатировал он. Эксперт Марина Ожегова также поддержала данную проблематику,  и в частности сказала, что из-за социального неравенства и брешей в законодательной системе любая семья, где появился ребенок, может оказаться за чертой бедности.  «По мнению социологов, в семье, где есть три ребенка, отец семейства должен зарабатывать не менее 100 тысяч рублей в месяц. А во многих ли семьях папы имеют такой доход?  -  возмутилась она.  Сопредседатель КЗПГ Сергей Селиванкин  затронул социальную проблему и отметил, что сейчас в тяжелейших жилищных  условиях существуют одинокие инвалиды, а в законодательстве до сих пор не прописано, что эти люди требуют должного ухода. Далее он поднял тему мигрантов в городе. «К нам едет не интеллектуальная элита, к нам приезжает «аульный» пролетарий. Они работают за копейки и тем самым дают почву для создания коррупция в системе ЖКХ». Николай Мишустин  поднял вопрос незащищенности и безвольности перед государством тех граждан, кто по убеждениям веры отказывается получать паспорт и другие  электронные документы.  Выступление предпринимателя Сергея Астахова вызвало бурю споров и возмущений в зале. По его мнению, сейчас существует огромный пласт людей, которые не хотят и не умеют зарабатывать, а лишь надеются, что их должно обеспечивать государство. В частности, он сказал: «В нашем обществе не учат, как зарабатывать, копить и сохранять деньги. Когда люди возьмут ответственность за свою жизнь,  тогда все и изменится»  Далее слово было предоставлено представителям органов исполнительной власти. В заседании  «круглого стола» приняли участие: начальник управления организации медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы А.В. Погодин; начальник управления Департамента социальной защиты населения города Москвы О.И. Лебединская; представитель уполномоченного по правам человека в городе Москве Т.Н. Николаева; представитель Института экономики города Л.Г.  Рогозина;  представитель Института гуманитарного развития мегаполиса С.С. Бирюкова. В заключительной части  работы круглого стола его участники  пришли к выводу, что в рамках существующего государственного строя без смены социально-политического курса решить проблему бедности и нищеты  невозможно. Также они выделили основополагающие меры по борьбе с бедностью, а именно: увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере); увеличение социальных пособий и пенсий; увеличение МРОТа и прожиточного минимума; увеличение занятости населения; внедрение прогрессивной шкалы налогообложения доходов. По итогам работы была одобрена  резолюция, которая  в скором времени будет направлена  Президенту РФ, Мэру Москвы,  в Государственную Думу РФ,  Департамент образования города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города  Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент социальной защиты населения  города Москвы, Общественную палату РФ, Уполномоченному по правам человека в городе Москве и другие государственные органы.  Мария Климанова, пресс-служба МГК КПРФ