За девять лет тарифы на коммунальные услуги в Москве выросли в 6,2 раза и только в 2009 году обогнали инфляцию в три раза. При этом удорожание цены отнюдь не приводит к улучшению качества услуг. Коммунальное хозяйство находится в упадке, и его системная модернизация не производится. Эти проблемы обсуждались 22 апреля в Мосгордуме на круглом столе, организованном фракцией КПРФ.
Каждый год в Москве начинается с серии митингов, причина которых – очередной рост тарифов. За девять лет в Москве тарифы на коммунальные услуги выросли в 6,2 раза и только в 2009 году обогнали инфляцию в три раза. При этом удорожание цены отнюдь не приводит к улучшению качества услуг. Коммунальное хозяйство находится в упадке, и его системная модернизация не производится. Эти проблемы обсуждались 22 апреля в Мосгордуме на круглом столе, организованном фракцией КПРФ. Депутаты, правозащитники, инициативные москвичи и чиновники совместными усилиями искали ответы на вопросы: как снизить тарифы и обеспечить модернизацию коммунального хозяйства, как добиться прозрачности в начислении тарифов и уменьшить себестоимость услуг.
Открывая круглый стол, руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков на цифрах продемонстрировал удручающие темпы роста тарифов и обходные маневры чиновников, которые пытаются замаскировать и приукрасить реальную картину. «С 1 января 2010 года тарифы в Москве повысились на 26,7 процента. После требования Президента РФ ограничить их рост 25 процентами мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал Постановление об исключении из стоимости коммунальных платежей 1,9 процента комиссии за перечисление коммунальных услуг Сбербанком. То есть формально исполнил указание руководства страны, однако для москвичей реального снижения не произошло, т.к. Сбербанк с 1 мая ввел комиссию в 2 процента».
Как подчеркнул депутат, в регулировании цен и тарифов задействована целая армия чиновников, но из процесса практически полностью исключены законодательные органы власти.
«Депутаты лишь констатируют недостатки в ценообразовании естественных монополий, унитарных предприятий и имеют лишь опосредованное влияние на их утверждение, хотя несут ответственность перед избирателями».
Тему лукавства, а иногда и откровенной лжи чиновников продолжил депутат Госдумы ФС РФ, фракция КПРФ, Алексей Багаряков. «На днях, отчитываясь перед депутатами Госдумы, председатель Правительства РФ Владимир Путин озвучил цифру, которая, мягко говоря, вызвала у нас недоумение. Якобы в среднем по стране тарифы на коммунальные услуги выросли на 11 процентов. По всей видимости, эту цифру он взял с потолка, потому что в реальности практически во всех регионах тарифы повысились до предельной отметки - в 25 процентов. При этом мы видим опасную тенденцию: чиновники очень часто «завязаны» с управляющими компаниями и действуют в своих корыстных интересах. Тарифы повышаются местами до 300 процентов, искажаются показания счетчиков, нередко за счет рядовых граждан живут многочисленные арендаторы помещений в многоквартирных домах. Около 25 – 30 процентов платы жителей за коммунальные услуги уходит на содержание управляющих компаний: аренду офиса, заработную плату сотрудников и прочее. Мы задаем вопрос прокуратуре – почему молчите? Прокуратура говорит: мы реагируем на обращения граждан. Поэтому я обращаюсь к гражданам: чем больше вы будете молчать, тем больше будут расти тарифы, тем больше вы будете переплачивать».
Представители инициативных групп москвичей на примере своих ситуаций продемонстрировали, что рост тарифов связан с целым комплексом проблем. Это и вопросы начисления субсидий, и мошенничество со стороны управляющих компаний, и необоснованные скачки в начислении оплаты, без учета показаний счетчиков. Были высказаны и конкретные предложения по оптимизации расходов за счет внедрения новейшего оборудования.
Москвич Виктор Рыбников высказал обеспокоенность тем фактом, что модернизационная составляющая в тариф не заложена. «Есть коррупционная составляющая, инфляционная, региональная, а модернизационной нет. Деньги утекают куда угодно, только не туда, куда нужно».
Москвич Олег Невский предложил внести изменения в порядок утверждения тарифов ЖКХ, чтобы сделать этот процесс более прозрачным: «Не позднее 15 сентября проект повышения тарифов должен быть опубликован в СМИ для публичного изучения и обсуждения. В эти же сроки он должен быть направлен в Контрольно-Счетную палату Москвы и Мосгордуму для получения заключений. А уже потом утверждаться Правительством Москвы и депутатами».
Москвичи обратили внимание и на такой аспект проблемы, как множество посредников на рынке услуг ЖКХ, которые «съедают» значительную долю тех средств, которые платят жители. На первопричины этой ситуации указал сопредседатель Комитета защиты прав граждан Сергей Селиванкин: «Эти проблемы – порождение действующего Жилищного Кодекса РФ, который совершенно не отвечает положению дел в стране. Он не только перекладывает содержание морально и физически изношенной системы ЖКХ на население, но и модернизацию предлагает проводить за счет граждан».
Представители органов исполнительной власти, принявшие участие в круглом столе, заняли несколько отстраненную позицию и сделали вид, что в столице и так дела идут неплохо. По словам представителя департамента экономической политики и развития города Москвы Елены Халабурдиной, Москва по темпам роста тарифа в предельный норматив уложилась, и внесение изменений в этот документ не предусмотрено.
А первый заместитель генерального директора ОАО «МОЭК» Владислав Черный обратил внимание присутствующих на то, что реальная стоимость коммунального ресурса в системе горячего водоснабжения больше, чем платят жители, и в 2009 года компания совершенно не получила прибыли. По итогам заседания участники круглого стола приняли резолюцию, в которой предложили усовершенствовать тарифную политику в Москве пересмотреть подходы к формированию и утверждению тарифа и пересмотреть отдельные положения Жилищного кодекса РФ.
Резолюция Круглого стола на тему: «Проблемы учета, контроля, прозрачности и ценообразования московских жилищно-коммунальных тарифов»
22 апреля 2010 года в Московской городской Думе в рамках заседания фракции КПРФ с участием Комитета защиты прав граждан состоялся Круглый стол по обсуждению проблемных вопросов московских жилищно –коммунальных тарифов. В обсуждении приняли участие депутаты ГД РФ, МГД, муниципальных собраний муниципальных образований Москвы, представители Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, Контрольно-счетной палаты Москвы, РЭК Москвы, Префектура ЗАО, ГУ Городской центр жилищных субсидий, ОАО «МОЭК», а также представители ТСЖ, инициативных групп граждан.
Круглый стол организован по результатам встречи в МГД 18 декабря 2009 года депутатов Московской городской думы, Московской областной Думы, муниципальных собраний и Советов депутатов муниципальных образований Москвы и Московской области, избранных от Коммунистической партии Российской Федерации, на которой было принято обращение в адрес Правительства России, Москвы и Московской области в связи с резким ростом с 1 января 2010 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте, которые в последние годы по темпам значительно опережает рост заработной платы жителей города и области, а также уровень инфляции.
За последние девять лет (2001-2009 гг) в Москве отопление выросло на 588%, горячее водоснабжение на 744%, газ - 517%, электроэнергия - 477%, за тот же период инфляция выросла на 284%. В 2009- 2010 годах в условиях финансового кризиса рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги продолжает превышать уровень роста заработной платы.
Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ ( ред. от 25.12.2008г) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно п.3 ст.4 данного Закона органы исполнительной власти субъектов РФ вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В целях реализации положений данного Закона постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008 года № 768-ПП установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги:
1. На 2009 год - 127,0 %, в т.ч. предельные индексы размера платы граждан за жилое помещение - 117,7%; предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги - 128,9%.
2. На 2010 год - 143,7%, в т.ч. предельные индексы размера платы граждан за жилое помещение - 110,6 %; предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги-151,8%.
3. На 2011 год - 123,9 %, в т.ч. предельные индексы размера платы граждан за жилое помещение - 119,2 %; предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги - 124,7%.
Финансово-экономический кризис заставил Правительство Москвы ограничить рост тарифов с 1 января 2010 г. 26,7%.
Но после требования Президента РФ ограничить их рост не более 25 % в текущем году, Мэр Москвы Ю.М. Лужков формально исполнил указание, подписав соответствующее Постановление об исключении из стоимости коммунальных платежей 1,9% комиссии за перечисление коммунальных услуг Сбербанком. В результате рост тарифов составил в 2010 году 24,8%.
Однако для москвичей реального снижения тарифов не произошло, т.к. Сбербанк ввел при оплате с населения через банк ежемесячных коммунальных услуг с 1 мая комиссию 2% (вместо 1,9%).
Таким образом, с формальной стороны все выглядит вполне благополучно. Регулирование цен и тарифов находится в ведении правительства РФ, Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной энергетической комиссии, подразделений этих структур в Москве и т.д., т.е. задействована целая армия чиновников, но вместе с тем из процесса ценообразования и контроля жилищно-коммунальных тарифов исключены повсеместно представительные (законодательные) органы власти. Депутаты лишь констатируют недостатки в ценообразовании естественных монополий, муниципальных унитарных предприятий и имеют лишь опосредованное влияние на их утверждение, хотя несут ответственность перед избирателями.
Столичное коммунальное хозяйство пребывает в упадке. Но оценкам экспертов до 20% воды и 30% тепла не доходит до конечного потребителя. Изношенность коммуникаций ЖКХ доходит до 60%. Стоимость этих потерь наряду с другими факторами ведет к опасному для социальной стабильности росту цен на жилищно-коммунальные услуги. В результате действующей жилищно-коммунальной реформы морально и физически изношенная система ЖКХ передается на содержание населения.
Массовые недовольства москвичей ростом тарифов на услуги ЖКХ показывают, что концепция реформы неверна, ее нужно менять.
Обновление основных фондов ЖКХ должно производиться не за счет населения, а за счет федерального и московского бюджетов.
Назрел вопрос о необходимости принятия комплексной программы в рамках общенационального проекта по ремонту и реконструкции сетей ЖКХ с привлечением трудоспособного населения, временно не занятого на производстве. Разговоры о том, как московские власти заботятся о кошельках москвичей, натыкаются на показатель прошлогоднего уровня инфляции – официально за 2009 год она подросла на 8,8 процентов. А рост тарифов ЖКУ был таков, что превысил инфляцию в три раза.
В итоге сумма задолженности населения только за жилищную услугу по состоянию на 1.07.2009 года (по данным префектур АО) составила 2,16 млрд. руб. Объем дебиторской задолженности по делам, переданным в суд, составил по состоянию на 1.07.2009г. 167,88 млн. руб. Переход к полной оплате населением ЖКУ вынудит управляющие организации проводить более агрессивную политику досудебного и судебного взыскания задолженности. Для наглядности можно также сравнить динамику изменений процентного бремени оплаты ЖКУ, ложащегося на москвичей. Цифры менялись так: 2006 году – 55 процентов; 2007 году – 62 процента; 2009 году – 67 процентов; 2010 году москвичам сообщили, что платить им теперь 70% общей стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Однако у москвичей есть все основания сомневаться в объективности данных цифр, если сравнить их с муниципальными образованиями, граничащими с Москвой, где уже перешли на 100-процентную оплату ЖКУ. Цены на коммунальные услуги практически идентичны в Москве и в граничащих муниципальных образований Московской области со 100 процентной оплатой коммунальных услуг (при этом вода, электричество, газ закупаются у столичных предприятий). К примеру, в г. Люберцы цены на 100-процентные жилищно-коммунальные услуги составляют: горячее водоснабжение –348,88 руб. с человека (Москва - 444,06 руб.), водоснабжение - 137,8 руб. с человека (Москва - 137,66 руб.); отопление жилых помещений - 19,95 руб. за 1 кв.м. (Москва -19,04 руб.). Жители удивлены тарифами на тепловую энергию ОАО «МОЭК», которые составляют 1190,03 руб. и на 302 руб. (34%) больше тарифов на производство тепловой энергии ОАО «Мосэнерго» с учетом их передачи по магистральным сетям. Москвичи чувствуют себя бесправными, так как не имеют реальных механизмов контролировать ценообразование и потребление непрозрачных московских жилищно-коммунальных услуг.
Участники Круглого стола обращают внимание Правительства Москвы на имеющиеся недостатки в формировании тарифов ЖКУ, а также на несоответствие порядка определения платы за жилые помещения нормам законодательства Российской Федерации:
1. Отсутствие оформленных договоров социального найма у каждого третьего квартиросъемщика, которые являются единственно законным основанием как для взимания платежей за наем, так и для предоставления мер социальной поддержки. По состоянию на 30.10.2009 года в Москве заключено и зарегистрировано только 64,9% договоров социального найма с гражданами, жилые помещения которым предоставлены до 1999 года по ордерам или на основании иных актов органов исполнительной власти г. Москвы.
2. Цены за содержание и ремонт жилых помещений не в полной мере соответствуют требованиям федерального законодательства, так как при их дифференциации учтены не все требуемые параметры (степень физического износа, техническое состояние общего имущества). Начисления «за содержание и текущий ремонт общего имущества» проводятся: в приватизированных квартирах с 2009 года как для собственного единственного и неединственного жилья (ранее проводилось как для нанимателей жилых помещений, с учетом социальных норм); в коммунальных квартирах с 2009 года проводятся на общую площадь, а не жилую.
3. Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года № 299-ПП начисление платежей и выполнение функций жилищных организаций по начислению населению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, формирование и доставка единого платежного документа (ЕПД) возложены на ГУ ИС районов. Плата за ЖКУ собственниками и нанимателями жилых помещений вносится на основании ЕПД, в котором указывается транзитный счет по сбору платежей, с которого денежные средства перечисляются ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям. Указание в платежных документах транзитных счетов законодательством РФ не предусмотрено. ЕПД в том виде, как он поступает жителям, не позволяет самостоятельно заполнять расчетные данные по индивидуальным приборам учета, производить оплату частями по отдельным потребляемым услугам, не позволяется вносить исправления и изменения по сумме производимой оплаты. Данная форма ЕПД понуждает производить оплату полной суммой единовременно, даже если имеются разногласия по расчетам или ошибки ГУ ИС по отдельным строкам коммунальных услуг.
4. В настоящее время действует единый для всего жилищного фонда города норматив расхода тепловой энергии для отопления жилых помещений, который не учитывает ни конструктивные, ни технические параметры многоквартирного или жилого дома (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования). Вместе с тем за годы применения указанного норматива значительно увеличилась доля жилого сектора, возведенного с применением современных теплоизоляционных технологий и систем энергосбережения.
5. Остается нерешенным вопрос оформления участков под многоквартирными домами и придомовой территории.
6. Городские нормативы расхода тепловой энергии и водопотребления завышены и не отражают фактического потребления ресурсов жителями. Применение таких нормативов для расчета цен на коммунальные услуги при отсутствии приборов учета и для расчета сумм льгот отдельным категориям граждан приводит к необоснованному росту платежей населения, образованию завышенных объемов выпадающих доходов организаций ЖКХ и возрастанию расходов бюджета города Москвы. В городе по состоянию на 1.10.2009 г. общедомовыми приборами учета (ОДПУ) тепловой энергии оборудовано 25 495 многоквартирных домов. Однако при наличии ОДПУ расчеты за тепловую энергию с населением осуществляются исходя из утвержденной цены за 1 кв. м общей площади. В то же время управляющие компании рассчитываются с ресурсоснабжающими предприятиями за Гкал, а разницу в платежах используют на свои нужды.
7. Норматив водопотребления, применяемый в настоящее время для расчета цен на услуги водоснабжения при отсутствии приборов учета и предоставлении льгот по оплате услуг водоснабжения, составляет 11,68 куб. метров на человека в месяц. Исходя из общего норматива водопотребления, норма общего расхода воды на 1 человека в сутки составляет 384 литра. Однако с установкой в многоквартирных домах ОДПУ и индивидуальных приборов учета (ИПУ) в целом по городу снизилось по отношению к нормативному водопотреблению. О снижении удельного водопотребления в городе Москве говорилось на заседании Правительства Москвы, состоявшемся 18.08.2009г. В частности, генеральным директором МГУП «Мосводоканал» отмечалось, что «водопотребление в Москве сократилось и составляет на 1 июля 2009 года 230 литров на человека в сутки».
8. Энергосберегающие технологии внедряются крайне медленно, так как этот процесс не сопровождается льготным налогообложением предприятий, специализирующихся на внедрении передовых технологий. При новом строительстве и капитальном ремонте жилых домов в проектно-сметную документацию не закладывается современная запорно-регулирующая арматура, позволяющая экономить теплоностители. Актуальными остаются вопросы совершенствования системы управления жилищным фондом, развития конкурентной среды в области предоставления жилищных и коммунальных услуг, осведомленности жителей о видах, качестве, сроках проведения работ по содержанию общего имущества, а также долях платежей населения и государственных субсидий в общем объеме расходов на эксплуатацию жилищного фонда. Реализации собственниками своих прав, в том числе возможности влиять на объемы и качество потребляемых жилищных услуг.
Участники Круглого стола пришли к заключению, что тарифная жилищно-коммунальная политика исполнительных органов власти в Москве не должна снижать достигнутый уровень и качество жизни пенсионеров, обеспечение гарантий достойного труда и отдыха работников организаций, действующих на территории города.
В целях совершенствования тарифной политики в городе Москве в интересах жителей участники Круглого стола предлагают:
- сформировать столичный информационный портал по ценовой информации жилищно-коммунальных тарифов для каждого дома, с реестром управляющих организаций, отражением перечня расходов управляющих компаний, услуг по домовладению, нормативов перевода тепла из Гкал в кв. метры;
- наделить МГД полномочиями по утверждению социально значимых тарифов (жилищно-коммунальных, проезд в общественном транспорте), законодательно закрепить аудит социально значимых тарифов; сформировать в МГД Комиссию по тарифам;
- разработать и утвердить методику обоснованности жилищно-коммунальных тарифов, платежей и сборов в зависимости от степени благоустройства, конструктивных и технических параметров дома, включая требования по ограничению заработной платы руководителей предприятий ЖКХ, управляющих компаний, ТСЖ;
- разработать дополнения в ЖК РФ, предусматривающие наряду с коммерческими введение государственной формы управления многоквартирными домами;
- изменить форму ЕПД, предусмотрев в ней: подпись ответственного исполнителя и печать организации формирующей расчеты; возможность плательщика самостоятельно заполнять реквизиты расчетного счета надлежащего Получателя, Управляющей организации в соответствии ст.155 ЖК РФ; возможность плательщика самостоятельно заполнять суммы платежа по каждой строке оплачиваемых ЖКУ, в том числе на основании индивидуальных приборов учета, а также общей суммы платежа; дополнительные графы для заполнения данных ИПУ и общедомовых приборов учета энергоресурсов; информации по объемам электропотребления (раздельно на освещение лестничных клеток и инженерного оборудования) и водопотребления на общедомовые нужды; информации об общей площади отапливаемых помещений в МКД, для контроля теплопотерь и эффективности энергосбережения; информации о процентной доле собственника от общедолевой части МКД.