Как Москва теряет «зелёные лёгкие». Круглый стол фракции КПРФ в МГД
24 декабря фракция КПРФ в Мосгордуме собрала экологов и представителей инициативных групп москвичей, чтобы обсудить состояние «зелёных лёгких» столицы и обратить внимание властей на катастрофическую экологическую ситуацию в городе. Ровно семь месяцев назад коммунисты проводили круглый стол по проблеме уничтожения особо охраняемых природных территорий, но за прошедшее время в экологической политике города ровным счетом ничего не изменилось.
24 декабря фракция КПРФ в Мосгордуме собрала
экологов и представителей инициативных
групп москвичей, чтобы обсудить состояние
«зелёных лёгких» столицы и обратить
внимание властей на катастрофическую экологическую
ситуацию в городе. Ровно семь месяцев назад
коммунисты проводили круглый стол по проблеме
уничтожения особо охраняемых природных
территорий, но за прошедшее время в экологической
политике города ровным счетом ничего не
изменилось.
На этот раз на круглом столе речь шла об
исполнении Генерального плана Москвы в
части сохранения и развития территорий
природного комплекса столицы.
Обеспечение экологической безопасности
– одно из приоритетных направлений Генплана.
Тем не менее, сегодня экологи констатируют,
что Генплан в этой части не просто не исполняется
– площадь территорий природного комплекса
год за годом сокращается, они подвергаются
сомнительному благоустройству и теряют
экологическую эффективность.
Как напомнил, открывая круглый стол, руководитель
фракции КПРФ Андрей Клычков, при принятии
Генплана у москвичей было огромное количество
претензий к исполнительной власти, но сегодня
даже в таком виде Генплан не исполняется.
Более того, Мосгордумой приняты поправки
в Градкодекс Москвы в части передачи полномочий
по утверждению Правил землепользования
и застройки органам исполнительной власти.
«Эти два документа – Генеральный план
и ПЗЗ – неразрывно связаны между собой.
И сегодня исполнительная власть, по сути,
получила полный комплекс возможностей
по их самостоятельному утверждению», - констатировал
депутат.
Это может привести к тому, что депутаты
и жители полностью потеряют контроль над
градостроительной деятельностью, и на озелененных
территориях будет строиться все, что угодно.
Уже сегодня в Москве природные территории
рассматриваются как лакомые куски под застройку,
хотя парки, скверы, бульвары, сады - это
природное наследие, принадлежащее всем
москвичам.
«Почему-то в расчет не берется то, что наследники
– мы все, все москвичи. И мы должны передать
эти участки будущему поколению», - отметила
Алина Енгалычева, координатор Комитета
защиты прав граждан, эксперт городского
Общественного экологического совета.
По словам эксперта, в городе идет неправомерное
градостроительное освоение озелененных
территорий.
«Проекты планировки, любая градостроительная
документация и ГПЗУ могут разрабатываться
только для территорий, предназначенных
под строительство. Генеральным планом не
предусмотрено строительство на этих территориях.
Тем не менее, на них разрабатываются проекты
планировки, взламываются их границы. Им
присваивается ненадлежащий вид разрешенного
использования, земельные участки из них
вырезаются и ставятся на кадастровый учет»,
- констатировала Алина Енгалычева.
Еще одно нововведение столичных властей
- практика формирования компенсационных
участков за счет придомовых территорий,
отрезанных у собственников в процессе межевания.
Неудивительно, что «земельную реформу»
москвичи считают не чем иным, как перекраиванием
дорогой столичной земли.
Это, к примеру, произошло с 99-м природным
комплексом Перово в Восточном округе. Отрезали
кусок с одной стороны, потом с другой, еще
один планируется отрезать под храм. Компенсация
- участок внутри жилой застройки, то есть
практически придомовая территория. Об этом
рассказала член Общественного экологического
совета Восточного округа Москвы Наталия
Черевко.
«В настоящий момент озелененные территории
внутри кварталов никак не учитываются,
но их учет должен быть обязательно, иначе
они тоже могут быть застроены», - уверена
эксперт.
За последние три года в Москве не было создано
ни одной из запланированных особо охраняемых
природных территорий. Об этом рассказала
руководитель Московского городского общества
защиты природы Галина Морозова. По словам
эколога, общая площадь ООПТ до 2012 года превышала
17,4 тысяч гектар, а два года назад были приняты
изменения в законодательство, и из состава
ООПТ без компенсации изъято большое количество
земельных участков, в частности, участки,
занятые гаражами.
«Генпланом 1999 года, который был неаккуратно
актуализирован в 2010 году, было предусмотрено
создание 87 новых территориальных ООПТ,
30 памятников природы - точечных объектов
- и 127 памятников природы и заповедных участков
в границах ООПТ. За период между двумя Генпланами
– 1999 и 2010 года – в Москве было образовано
только 9 территориальных ООПТ и 30 точечных
памятников природы. Учитывая, что завершение
создания ООПТ Генпланом 1999 года планировалось
на 2005 год, его реализацию в этой части уже
тогда надо было признать сорванной. Сейчас
это положение вообще не реализуется. В 2011
– 2014 годах не было создано ни одной ООПТ»,
- констатировала Галина Морозова.
Сегодня значительная часть этих территорий
в результате проведения «благоустроительных»
работ утратила свои природные качества
и стала непригодной для образования ООПТ.
Яркий пример - долины рек Яузы и Чермянки,
которые, сохраняя до настоящего времени
статус памятников природы, подверглись
«комплексному благоустройству» и как природные
объекты потеряны. Даже в границах старой
Москвы площадь ООПТ значительно сократилась,
заявила эксперт.
Каждое выступление, прозвучавшее на круглом
столе, хорошо иллюстрирует эти тезисы. Жулебинский
лес, Мневниковская пойма, Серебряный бор,
парки «Дубки» и «Березовая роща» - сегодня
это горячие точки, где идет напряженная
борьба между жителями, которые пытаются
сохранить природные территории, и чиновниками,
которые стремятся эти земли пустить в хозяйственный
оборот.
Так, за придание Жулебинскому лесу статуса
особо охраняемой природной территории
муниципальные депутаты и жители района
Выхино-Жулебино бьются уже несколько лет
подряд, а воз и ныне там.
«Границы планируемой ООПТ «Природный заказник
Жулебинский», получившей положительное
заключение государственно-экологической
экспертизы, до настоящего время не утверждены
правовым актом правительства Москвы, что
позволяет чиновникам и сторонним пользователям
осуществлять ползучий захват территории,
- отметил депутат муниципального собрания
Выхино-Жулебино Игорь Самилло. - И это притом,
что уже в 2006 году Жулебинский лес является
зарезервированным для создания ООПТ!»
Депутат рассказал, как различные структуры
пытаются отрезать от леса лакомые куски,
а чиновники, ссылаясь на процесс актуализации
Генплана, по сути, никакую работу по освобождению
участков от незаконных пользователей не
ведут. Его коллега по муниципальному собранию,
известный певец Владимир Маркин напомнил
чиновникам, что десять митингов жулебинцы
уже провели, и сейчас власти испытывают
их терпение.
«Вы нас водите за нос, вы имитируете свою
работу, - заявил Владимир Маркин. – Почти
два года назад на встрече с муниципальными
депутатами мэр Собянин лично нам обещал,
что будет статус ООПТ. В апреле исполняется
два года этому обещанию. Беспредел продолжается.
Если вы ничего не сделаете, к двухлетию
обещаний мэра мы проведем глобальную акцию,
и я вам обещаю, что на нее выйдут десятки
тысяч человек».
Ситуация с Серебряным бором - яркий пример
системы криминального освоения и присвоения
лучших уголков природы, уверен руководитель
Всероссийского общественного движения
«Открытый берег» Сергей Менжерицкий. Он
подробно рассказал о том, как пляжи Серебряного
бора, принадлежащие всем москвичам, были
отданы в частные руки.
«Сегодня можно говорить о полной утрате
пляжей Серебряного бора для москвичей.
Половина сдана в аренду на 49 лет президенту
ЛУКОЙЛа, который огородил территорию забором
и использует в качестве персонального поместья.
Оставшуюся часть тоже сдали в аренду компании,
которая разместила там коммерческий порт.
Теперь там вместо детского пляжа стоят
яхты», - рассказал эксперт и отметил, что
единственный возможный путь решения проблемы
- расторжение договоров аренды и передача
территории городу.
Ярким примером полного равнодушия чиновников
можно назвать и ситуацию с парком «Останкино».
В 2012 году в парк пришла беда – так называемое
благоустройство.
«Парк «Останкино» - это особо охраняемая
природная территория, объект культурного
наследи, 300-летняя дубовая роща, старейшая
в Европе. По закону там может быть только
реставрация. Но чтобы уйти от публичных
слушаний, работы назвали «благоустройством»,
- сообщил председатель общественного экологического
совета СВАО Олег Сулакадзе. – И сегодня
я хочу передать от активистов, которые борются
за сохранение парка, чувство отчаянья. Мы
видим серьезнейший кризис системы управления,
полное равнодушие чиновников, к которым
мы обращаемся. Наш мэр любит все самое большое.
Так вот сегодня на территории парка, объекта
культурного наследия, ООПТ работает самая
большая харчевня со всеми вытекающими последствиями».
Угроза нависла над памятником культурного
наследия парком «Дубки». На границе с парком,
по словам Юлии Галяминой, главного редактора
независимой районной газеты «Наш Север»,
власти решили построить 24-этажный дом с
подземными гаражами.
Едва успевают бороться с аппетитами чиновников
и коммерсантов жители Восточного округа.
Протесты москвичей вызвало расширение
Щелковского шоссе, в процессе которого
вырублено 3 тысячи деревьев без компенсации,
возведение храмовых комплексов, превращение
ООПТ в парки культуры и отдыха.
«Теперь планируют построить новый проезд
от 16-й Парковой улицы до МКАД, который пройдет
через ООТП «Измайлово», через заповедную
зону!» - рассказала представитель штаба
по защите Измайловского леса Ольга Хорина.
Как точно заметила заслуженный архитектор
РФ Зоя Харитонова, круглый стол очень напоминает
патологоанатомический театр: «Мы рассматриваем
трупы - уничтоженные зеленые уголки».
Сама Зоя Васильевна выступает против проекта
строительства Третьего пересадочного контура
через станцию метро «Сокольники»: «Линия
пойдет через парк Сокольники, отбирая и
от него участок 30 на 20 метров. Зачем это
нужно, если транспортную проблему это не
решит?!»
По итогам обсуждения была принята резолюция,
в которой, в частности, указывается, что
Генеральный план развития города систематически
не выполняется, что вызывает необходимость
его постоянно «актуализировать». При этом
под видом актуализации происходит узаконивание
допущенных ранее нарушений. Кроме того,
в резолюции отмечается, что территории
природного комплекса являются общенародным
достоянием, унаследованным всеми москвичами
от предыдущих поколений.
Проект резолюции будет доработан с учетом
предложений участников круглого стола
и направлен в органы исполнительной власти.
Пресс-служба МГК КПРФ
РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола на тему: «Исполнение
Генерального плана города Москвы в части
сохранения и развития территорий Природного
комплекса столицы с 2010 г. по 2015 г.»
24 декабря 2014 года фракции КПРФ в Московской
городской Думе провела заседание круглого
стола на тему «Исполнение Генерального
плана города Москвы в части сохранения
и развития территорий Природного комплекса
столицы с 2010г. по 2015г.».
Заслушав доклады, участники обсудили состояние
территорий природного комплекса всех статусов,
соответствие существующего положения действующему
Генеральному плану города Москвы 2010 года.
Выяснилось, что произошло существенное
сокращение озелененных территорий в связи
с запечатыванием почвы и изъятием этих
земель под градостроительное освоение,
не предусмотренное Генеральным планом
Москвы и территориальными, отраслевыми,
градостроительными схемами развития города
и административных округов Москвы. Было
отмечено, что при надлежащем содержании
и уходе сохранить участки, покрытые растительностью,
возможно только относящиеся к землям общего
пользования, так как при ограниченном пользовании
и специальном назначении эти земли не защищены
законодательно. Статус земель общего пользования
означает, что земли парков, лесопарков,
лесов, ООПТ, бульваров, садов, скверов и
других объектов природного комплекса,
предназначенных для пользования неограниченным
кругом лиц. Однако, несмотря на защитный
статус земель общего пользования природного
комплекса, органы исполнительной власти
Москвы систематически выделяют и изымают
под строительство земли из состава земель
общего пользования природного комплекса,
что не соответствует их целевому и функциональному
назначению, и противоречит нормам земельного
законодательства.
Природное наследие Москвы - общенародное
достояние. В условиях перенаселённого города
объекты природного комплекса - особо ценные
земли, требующие охраны.
1. ТЕРМИНЫ.
Природный комплекс - комплекс функционально
и естественно связанных между собой природных
объектов, объединенных географическими
и иными соответствующими признаками; природный
объект - естественная экологическая система,
природный ландшафт и составляющие их элементы,
сохранившие свои природные свойства (ст.
1 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды»). В
Москве природный комплекс представлен
совокупностью территорий различного статуса.
Согласно ст. 51 ГрадК Москвы, к таким территориям
относятся: 1) ООПТ федерального, регионального
значения, границы, категории и виды которых
устанавливаются в соответствии с законодательством
в области охраны особо охраняемых природных
территорий; 2) природные территории, обладающие
природоохранными, природно-рекреационными,
средозащитными и иными природными качествами,
не отнесенные в установленном порядке к
ООПТ, границы, категории и виды которых
устанавливаются в соответствии с законодательством
в области охраны и использования природных
и озелененных территорий; 3) озелененные
территории, границы, категории и виды которых
устанавливаются в соответствии с законодательством
в области охраны и использования природных
и озелененных территорий. Озелененные территории
в свою очередь делятся на озелененные территории
общего пользования, в том числе скверы,
бульвары, сады, парки; озелененные территории
ограниченного использования; озелененные
территории специального назначения.
Важным обстоятельством является то, что
с момента описания и установления границ
парка, сквера, сада, бульвара и т.д. «территория»
- градостроительный термин - превращается
в «объект», «землю общего пользования»
- объект имущественных прав неопределенного
круга лиц, для пользования которыми он предназначен.
Объект, сформированный в установленных
границах и имеющий определенное назначение,
не является территорией для разработки
градостроительной документации. Единицей
градостроительного проектирования и планирования
является квартал, микрорайон, но не является
сформированный объект, являющийся землей
общего пользования. Парк, сквер, бульвар,
сад не должны быть подвергнуты перепланированию
и перепроектированию, потому что определены
имущественные границы объекта. Это – Имущество,
предназначенное для общего пользования.
Градостроительная деятельность осуществляется
в отношении территорий, и не может осуществляться
в отношении объектов имущественного права
кроме случаев исполнения вступившего в
силу судебного решения или изъятия для
федеральных нужд (соответствующим решением
органов гос. власти) (по каждому объекту
в отдельности).
Градостроительное законодательство не
регулирует имущественные правоотношения
и не должно применятся в обход норм гражданского
и земельного законодательства для порождения
или прекращения имущественных прав.
В городе Москве повсеместно производится
изъятие земель общего пользования при помощи
подмены понятий и необоснованного применения
градостроительных процедур к земельным
участкам, имеющим установленные границы,
определенную площадь и назначение. Производятся
действия по имитации обработки сведений
как будто бы о ранее не учтенных и не созданных
объектах, земельных участках, выдавая их
за территории проектирования. В результате
градостроительное проектирование используется
для разделения земельных участков и последующей
передачи третьим лицам, в том числе для
коммерческого использования, ограничивая
или совсем прекращая право пользования
этими земельными участками неограниченного
круга лиц.
Изъятие земель общего пользования нарушает
имущественные права неопределенного круга
лиц (Пользование, владение, распоряжение
– суть права собственности).
2. НОРМАТИВЫ.
Природные зоны, парки, сады, бульвары и
скверы являются и являлись объектами градостроительного
нормирования. В настоящее время, согласно
п. 9.13 СНиП «Градостроительство. Планировка
и застройка городских и сельских поселений»
2.07.01-89 (СП 42.13330.2011), Площадь озелененных
территорий общего пользования - парков,
садов, скверов, бульваров, размещаемых на
территории городских и сельских поселений,
для крупнейших, крупных и больших городов
должна составлять 16 кв.м/чел, из них 10 кв.м/чел
общегородских территорий общего пользования
и 6 кв.м/чел озелененных территорий общего
пользования жилых районов. Согласно п. 5.3
МГСН 1.01-99 пешеходная доступность озелененных
территорий общего пользования (сквер, бульвар,
сад) не должна превышать 400 м. При этом, необходимо
отметить, что рекреационная норма в «доперестроечное»
время составляла 24 кв.м/чел, но была снижена
именно в связи с уже тогда имеющимся дефицитом
земель общего пользования природного комплекса
и невозможностью предоставить жителям
Москвы указанный уровень обеспеченности.
По данным анализа космических снимков Гринпис
России, в 2001-2013 гг. с территории Москвы исчезло
900 га зелёных насаждений, тогда как прибавилось
только 90 га. Также, необходимо помнить, что
по рекомендациям ВОЗ норма покрытых растительностью,
экологически эффективных площадей (без
учета дорожек, МАФ и проч.) составляет 50
кв.м/чел в городе при условии наличия 300
кв.м/чел в пригородной зоне. Уже сегодня
очевидно, что эти показатели для Москвы
совершенно недостижимы, а лесопарковый
защитный пояс Москвы разрушен строительством.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Земли природного комплекса всех категорий
(ООПТ, природные и озелененные территории)
являются общенародным достоянием, доставшимся
москвичам от предыдущих поколений. Земли
общего пользования, занятые парками, лесопарками,
садами, скверами, бульварами, не подлежат
приватизации и отчуждению (ст. 21 Устава
г. Москвы, ч.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации муниципального
и государственного имущества», ч. 12 ст. 85
ЗК РФ). Согласно ФЗ «Об особо охраняемых
природных территориях», ООПТ полностью
или частично изъяты из хозяйственного использования,
представление земельных участков в их границах
в собственность, постоянное (бессрочное)
пользование, не допускается (п.3 ст.14 Закона
г. Москвы «Об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве»). Таким образом,
земли общего пользования, представленные
парками, лесопарками, бульварами, скверами,
садами, особо охраняемыми природными территориями,
являются сформированными в установленных
границах объектами (понятие имущественного
права), и изменение правового статуса этих
земель или отъем их частей волевым решением
неправомерно.
Согласно утвержденному в 1971-м году Генеральному
плану Москвы, территория города делилась
на восемь секторов, разделенных зелеными
клиньями: семь больших зон располагались
вокруг центрального ядра. Периферийные
районы должны были обеспечиваться необходимыми
коммунальными службами, зелеными массивами
для отдыха, торговыми центрами и застраивались
жилыми кварталами со зданиями в 9—16 этажей.
Концепция «солнца со множеством лучей»,
заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной
звездой» (историческое ядро и семь новых
центров). Разгрузить главные транспортные
артерии должны были наложенные на радиально-кольцевую
сетку улиц четыре скоростные трассы, пересекающиеся
под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый
Стан — Владыкино, Очаково — Мытищи и Татарово
— Бирюлево. Это позволило бы пересекать
город, минуя центр. Кроме того, между МКАД
и Садовым кольцом были запланированы еще
два транспортных кольца. Также намечалось
продление существующих линий метрополитена.
Благодаря стараниям общественности были
выделены 210 памятников архитектуры и заповедно-охранные
зоны в историческом центре.
Однако из этого плана удалось полностью
реализовать только намеченную застройку
жилых массивов на месте старых деревень.
Одной из основных предпосылок при разработке
Генплана 1971 года было признание нецелесообразности
дальнейшего территориального роста города
и значительного роста его населения. Окружающий
столицу лесопарковый пояс должен был служить
природным рубежом, предотвращающим разрастание
застроенного массива и его слияние с соседними
населёнными пунктами, относящимися к Московской
области. Однако рост города оказался более
интенсивным, чем это предусматривалось
расчётами.
В итоге в 1995 году состояние природного
комплекса Москвы было признано неудовлетворительным
(Постановление Правительства Москвы №
889-ПП от 27 октября 1995 года «Об Основных направлениях
сохранения и развития территорий Природного
комплекса Москвы», Приложение 1).
В 1999 году утверждён «неприкосновенный
запас» - перечень объектов Природного комплекса
Москвы, установлены режимы их использования
и ограничения освоения (ППМ от 19 января
1999 г. N 38 «О проектных предложениях по установлению
границ природного комплекса с их описанием
и закреплением актами красных линий»). К
2000 г. в Москве были созданы основные ООПТ
с утверждением границ и режимов особой
охраны (ППМ от 21.07.1998 № 564 и от 29.12.1998 г. №
1012), утвержден перечень объектов Природного
комплекса, установлены их границы, категории
и режимы регулирования градостроительной
деятельности (РРГД) (ППМ от 20 марта 2001 г.
№ 270-ПП «Об утверждении положения о порядке
установления линий градостроительного
регулирования в городе Москве»), а также
предписано «при проектировании реконструкции
районов жилой застройки в обязательном
порядке предусматривать создание озелененных
территорий общего пользования (парки, скверы,
бульвары), включаемых в Природный комплекс
Москвы». Площадь объектов природного комплекса
(далее - ПК) общего пользования была установлена
Постановлением № 38, границы описаны и установлены
разбивочными чертежами-актами линий градостроительного
регулирования, разработанным НИиПИ Генерального
плана г. Москвы. Границы парков, скверов,
садов, бульваров – земель общего пользования
- были нанесены на подоснову в М 1:2000, далее
границы ПК были закреплены линиями градостроительного
регулирования с выполнением разбивочных
чертежей-актов, которые в установленном
порядке согласованы руководством ГлавАПУ
Москомархитектуры, НИиПИ Генплана г. Москвы,
отделом подземных сооружений МГГТ, префектом
административного округа, утверждены главным
архитектором города, председателем Москомархитектуры.
Далее границы ПК переносились на картографическую
подоснову М 1:500 в Мосгоргеотресте.
Сведения о землях общего пользования природного
комплекса должны были быть внесены в Государственный
земельный кадастр. Однако, этого сделано
не было.
Постановлениями Правительства Москвы
в период с 2005 по 2011 год были предусмотрены
работы по мониторингу земельных участков
общего пользования природного комплекса
Москвы, описанию местоположения границ
земель общего пользования, зоны охраняемого
природного ландшафта и подготовке документов
для внесения сведений об этих землях в государственный
кадастр недвижимости, закон о котором был
принят в 2007 году (ФЗ № 221 «О государственном
кадастре недвижимости».
В соответствии с «Положением о мониторинге
земельных участков, входящих в состав земель
общего пользования города Москвы», утвержденным
постановлением правительства Москвы от
20 сентября 2005 года N 717-ПП (далее – Положение),
земельные участки, входящие в состав земель
общего пользования города Москвы (земельные
участки транспортных магистралей, улиц,
площадей, проездов, дорог, набережных, парков,
лесопарков, скверов, садов, бульваров, водоемов)
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы не подлежат приватизации
и отчуждению из собственности города Москвы;
в состав земель общего пользования входят
три группы земельных участков:
- земельные участки улично-дорожной сети
(земельные участки транспортных магистралей,
улиц, площадей, проездов, дорог и набережных);
- земельные участки общего пользования
природного комплекса города Москвы (земельные
участки парков, лесопарков, скверов, садов,
бульваров); - земельные участки закрытых
водоемов, пляжей и других объектов.
Целями проводившегося мониторинга, в том
числе, являлись «сохранение территорий
природного комплекса города Москвы и обеспечения
благоприятной экологической обстановки»,
«обеспечение органов власти актуальной
информацией, необходимой для решения вопросов,
связанных с приватизацией земельных участков
города в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы»,
«для ведения Государственного земельного
кадастра», «для контроля за использованием
и охраной земель, соблюдением требований
к землепользованию и застройке в городе
Москве».
Ответственный – Департамент земельных
ресурсов города Москвы.
Одна из поставленных в Положении задач
- «выделение из состава земель города Москвы
земельных участков, относящихся к землям
общего пользования, на основе информации
автоматизированных баз данных о фактическом
состоянии и проектных решениях по транспортной
инфраструктуре, природному комплексу».
Согласно п. 5.1 Положения, в состав документов
мониторинга по природному комплексу входят:
- Перечень земельных участков общего пользования
природного комплекса города Москвы, не
подлежащих отчуждению из собственности
города Москвы; - Координатный план земельных
участков общего пользования по природному
комплексу города Москвы М 1:2000 (в электронном
виде на основе цифрового топографического
плана М 1:2000 ЕГКО г. Москвы); - Схема расположения
земельных участков общего пользования
природного комплекса города Москвы.
После проведения мониторинга, в связи с
описанным состоянием Природного комплекса
Москвы, в последующие годы правительством
Москвы был установлен ряд запретов и ограничений
по корректировке границ, изъятию земель
и использованию земель общего пользования
природного комплекса Москвы, направленные
на сохранение и увеличение экологически
эффективных территорий (Приложение 2).
Несмотря на все запреты, ограничения и
прочие правильные действия в части сохранения
Природного комплекса Москвы, из этих земель
производились изъятия, и в 2009 году его состояние
было весьма удручающим:
Во исполнение ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости», в рамках реализации Городской
целевой программы «Развитие земельной
реформы в городе Москве», был выпущен ряд
постановлений правительства Москвы, которыми
были установлены требования о проведении
землеустроительных работ и подготовки
документов для внесения сведений о зонах
с особыми условиями использования территорий,
землях общего пользования природного комплекса
Москвы в государственный кадастр недвижимости.
Уполномоченным органом исполнительной
власти для проведения этих работ был Департамент
земельных ресурсов, теперь – Департамент
городского имущества (Приложение 3).
Таким образом, в результате проведенного
мониторинга в 2005 году и на основании подготовленной
землеустроительной документации, в том
числе в рамках проводимой земельной реформы
в городе Москве, без перевода из московской
системы координат, органы исполнительной
власти обязаны направить в орган кадастрового
учета сведения о землях общего пользования
города Москвы. Однако, это было выполнено
лишь для объектов улично-дорожной сети
(УДС). Земли парков, скверов, садов, бульваров
в кадастр внесены не были.
4. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН 2010 ГОДА
И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ.
В 2010 году принят Закон города Москвы №
17 «О генеральном плане города Москвы», предусматривающий
градостроительное развитие города до 2025
года и являющийся главным документом территориального
планирования до 2025 года. Этим законом была
определена стратегия развития города Москвы,
утверждены приоритетные направления пространственного
развития, основной задачей определено «обеспечение
общественных интересов и социальных гарантий
в части экологической, санитарно-эпидемиологической
и технической безопасности городской среды,
сохранности объектов природного и культурного
наследия» (Приложение 4).
В схемы и карты Генерального плана 2010 года
внесены все объекты Природного комплекса,
в том числе общего пользования, в установленных
ранее границах и предусмотренные к формированию.
Генеральным планом 2010 года предусматривалось
сохранение земель общего пользования объектов
природного комплекса, сформированных в
установленных границах, и формирование
новых.
Учитывая фактическое состояние и существенно
сократившуюся площадь территорий природного
комплекса, особенно в части земель общего
пользования, можно констатировать неисполнение
Генерального плана города Москвы в части
сохранения и увеличения площади природного
комплекса, особенно земель в границах территорий
общего пользования, нарушение требований
по обеспеченности и доступности населения
объектами озеленения общего пользования,
деградацию естественных систем и снижение
их экологической эффективности, увеличение
антропогенной нагрузки на ООПТ, ведущей
к ущербу биологическому разнообразию.
Неисполнение требований учета в государственном
кадастре недвижимости земель общего пользования
создает видимость отсутствия сформированного
объекта. Отсутствие достоверных сведений
о землях общего пользования природного
комплекса Москвы в кадастре, связанное
с бездействием, либо неквалифицированными
действиями уполномоченных лиц (сведения
в ГКН ими либо вообще не были внесены, либо
вносились с кадастровыми ошибками – с необоснованно
уменьшенной площадью, ложными границами,
установлением недопустимых видов разрешённого
использования и т.п.), способствует и порождает
незаконные действия по изъятию земель общего
пользования под строительство с последующим
отчуждением. Однако, кадастровый учет не
является правоустанавливающим актом,
и отсутствие сведений в ГКН не является
основанием и оправданием для нарушений
законов.
Согласно ч. 2 ст. 31 ЗК РФ, выбор земельного
участка осуществляется на основе документов
государственного кадастра недвижимости
с учетом экологических, градостроительных
и иных условий использования соответствующей
территории и недр в ее границах посредством
определения вариантов размещения объекта
и проведения процедур согласования. Фактически
земельные участки выделяются из других
земельных участков – ранее учтенных объектов
природного комплекса общего пользования,
но не внесенных в ГКН. Для вновь образуемых
при разделе, объединении, перераспределении
или выделе земельных участков, Земельным
кодексом РФ обеспечивается сохранение
их предыдущего целевого назначения и разрешённого
использования (п.3 ст.11_2). Невнесение необходимых
сведений в ГКН о землях общего пользования
природного комплекса создает условия для
их нецелевого использования: отводимым
под застройку участкам из таких земель
присваивается ненадлежащий вид разрешённого
использования, меняющий их целевое и функциональное
назначение, что грубо нарушает действующее
законодательство (п.5. ст. 11_9 ЗК РФ). Отсутствия
сведений в ГКН либо внесение некорректных
сведений, как земля под застройку, противоречит
требованиям земельного законодательства
и не соответствует ни целевому назначению,
ни фактическому использованию. В настоящее
время должностными лицами ДГИ, Москомархитектуры
и других органов исполнительной власти
игнорируются ограничения и учетные сведения
об этих территориях, содержащиеся во всех
учетных системах Москвы, включая ИСОГД
(информационная система организации градостроительной
деятельности), ИС РЕОН (информационная система
Реестра единых объектов недвижимости города
Москвы), ИАИС ЕГИП (интегрированная автоматизированная
информационная система "Единое геоинформационное
пространство города Москвы"). Земли общего
пользования этих сформированных ранее
объектов ПК отдаются под застройку, переводятся
в ограниченное пользование, нарушая права
граждан на беспрепятственное пользование.
То есть, органами власти учитывается лишь
отсутствие надлежащего учета этих земель
в кадастре, куда сами органы власти эти
сведения не внесли, и полностью игнорируется
правовой статус этих земель, являющихся
публичной собственностью, нашим общим достоянием
и имуществом, не подлежащим ни приватизации,
ни отчуждению, ни ограничению в использовании
неограниченным кругом лиц. Учитывая нынешнее
неправомерное использование этих территорий
под застройку (выделение земельных участков
осуществляет ДГИ), есть основания считать
умышленным бездействие чиновников в части
невнесения сведений о сформированных ранее
объектах природного комплекса в кадастр
как о землях общего пользования.
Как следствие, нарушено право москвичей
имущественного характера (право беспрепятственного
пользования неограниченным кругом лиц
объектов озеленения общего пользования),
право на безопасную окружающую среду и
комфортное проживание в городе.
С момента принятия Генплана в 2010 г. население
Москвы росло темпами, опережающими те, что
предусматривались Генпланом. Так, по расчетным
показателям Генплана 2010 года, население
Москвы к 2025 году должно составить 12 млн.
жителей, между тем как по данным Росстата
на 1 января 2014 (!) численность населения Москвы
превысила эту цифру и составила 12 108 257 человек.
При этом земли природного комплекса, находящиеся
в общем пользовании, неуклонно сокращались.
Это происходило путем изъятия этих земель
под застройку, перевода в ограниченное
пользование, нарушений при постановке на
кадастровый учет. Земельные участки природного
комплекса, которые формировались в порядке
компенсации изъятий, постигала та же участь.
К 2014 г. сложилась практика формирования
участков компенсации уже за счет придомовых
территорий внутри кварталов.
Учитывая, что Генеральный план не выполнен,
в том числе, в части сохранения и увеличения
площади природного комплекса Москвы, Законом
г. Москвы от 7 мая 2014 года N 28 отменена ч. 5
ст. 30 Градостроительного кодекса Москвы,
которой было предусмотрено: Правительство
Москвы ежегодно информирует в установленном
порядке Московскую городскую Думу о ходе
реализации Генерального плана города Москвы.
В настоящее время в Москве при иллюзии
демократических процедур властями города
планомерно реализуются действия по отъему
каких-либо полномочий у жителей и органов
местного самоуправления, и даже у Московской
городской думы. Происходит сосредоточение
всех прав и полномочий в руках Правительства
Москвы, что исключает какие-либо возможности
влиять на принимаемые Правительством Москвы
решения. В Москве отсутствует природоохранная
политика при осуществлении градостроительной
деятельности. Реальные механизмы участия
граждан в осуществлении градостроительной
деятельности и земельно-правовых отношениях
также отсутствуют. Это грубо противоречит
демократическим принципам, препятствует
реализации права на самоуправление и общественный
контроль.
Отменена ст. 26 Устава города Москвы, согласно
которой к ведению Московской городской
Думы относились:
1) установление порядка управления и распоряжения
собственностью города Москвы; 2) установление
порядка разграничения собственности города
Москвы и собственности муниципальных образований;
3) установление полномочий органов государственной
власти города Москвы в области использования,
охраны, контроля за использованием и охраной
земли, других природных ресурсов, памятников
истории и культуры в городе Москве; 4) установление
порядка осуществления градостроительной
деятельности на территории города Москвы;
5) установление по представлению Мэра Москвы
перечня объектов недвижимости и описаний
границ земельных участков на территории
города Москвы, которые не могут быть отчуждены
или переданы в аренду.
В Москве до сих пор не утверждены нормативы
градостроительного проектирования, которые
в соответствии с ч.6 ст. 63 ГрадК РФ устанавливают
совокупность расчетных показателей минимально
допустимого уровня обеспеченности объектами
градостроительного нормирования населения
городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и расчетных показателей
максимально допустимого уровня территориальной
доступности таких объектов для населения
городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга. Кроме того, в настоящее
время планируется внесение изменений в
Градостроительный кодекс Москвы, которые,
в частности, упраздняют обязательное нормирование
озелененных территорий общего пользования.
Исходя из данных фактов можно утверждать,
что создаются благоприятные условия и возможности
бесконтрольного сокращения земель общего
пользования озелененных, природных территорий
и ООПТ и пренебрежение правами жителей
как участников имущественных отношений
– нарушение прав на земли общего пользования
природоохранного, средообразующего, климаторегулирующего
назначения. Фактически происходит нарушение
конституционных прав граждан: имущественных
прав на земли общего пользования и экологических
прав на благоприятную окружающую среду.
Сейчас осуществляется попытка под надуманным
предлогом внести изменения в Градостроительный
кодекс Москвы, а также лишить Мосгордуму
полномочий по утверждению ПЗЗ. Согласно
ч.3 ст. 8 ГрадК РФ, к полномочиям органов местного
самоуправления городских округов в области
градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального
планирования городских округов; 2) утверждение
местных нормативов градостроительного
проектирования городских округов; 3) утверждение
правил землепользования и застройки городских
округов. В соответствии с ч. 2 ст. 63 ГрадК
РФ, в случае, если законами субъектов Российской
Федерации - городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в
области градостроительной деятельности
не отнесены к перечню вопросов местного
значения, определенному законами указанных
субъектов Российской Федерации в соответствии
со статьей 79 Федерального закона от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации",
полномочия, установленные частью 3 статьи
8 настоящего Кодекса, осуществляются органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации - городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга.
Намерения лишить полномочий депутатов
утверждать Правила землепользования и
застройки, учитывая отмену участия Московской
городской думы в градостроительной деятельности
и намерения внести изменения в Градостроительный
кодекс Москвы под надуманным предлогом
«приведения в соответствие с федеральным
законодательством», дают основания полагать,
что данные действия направлены на достижение
невмешательства кого-либо – жителей, депутатов
– в вопросы градостроительного использования
территории Москвы, отдав их решение на усмотрение
органов исполнительной власти столицы
и застройщикам, узаконить точечную застройку
за счет лишения жителей нормируемого минимума
озелененных территорий – земель общего
пользования, в чем усматривается коррупционная
составляющая.
В последние годы мы наблюдаем как «взламываются»
границы объектов общего пользования Природного
комплекса Москвы, превращая «земли общего
пользования» (понятие имущественного права)
в «территории общего пользования» (градостроительный
термин). Имущественное законодательство
подменятся градостроительным, при этом
легализуется разделение имущества и передача
его третьим лицам с использованием проектных
институтов в рамках градостроительной
деятельности, которая законодательно может
осуществляться только при градостроительном
планировании.
Разработка проекта планировки разрушает
границы земельного участка, определенного
в границах и площадях назначения как земля
общего пользования, его существование как
объекта имущественного права прекращается,
и этими действиями его превращают в территорию
градостроительного проектирования, у которой
нет границ, которую можно проектировать
и строить все, что угодно.
Используя формальный повод применения
градостроительных процедур к участку, имеющему
границы и назначение, а именно создания
территории реконструкции для возведения
какого-либо объекта, благодаря чему появляется
возможность назвать участок территорией,
на которой осуществляется градостроительная
деятельность. Все изменения, которые вносятся
в Постановление правительства Москвы №
38 от 19 января 1999 г, неправомерно упраздняют
режимы регулирования градостроительной
деятельности для сформированных объектов
общего пользования природного комплекса
Москвы, предусмотренные действующим ППМ
от 20 марта 2001 г. № 270-ПП «Об утверждении положения
о порядке установления линий градостроительного
регулирования в городе Москве». Вместо
режима в соответствующей графе появляется
не устанавливающая никаких ограничений
формулировка «территория общего пользования»!
Все происходящее - повод для обогащения
третьих лиц.
Учитывая ограничения по застройке объектов
общего пользования Природного комплекса,
при строительстве с изъятием из них земель
взламываются не только их границы, но взламываются
и ограничения высотности застройки, что
в итоге приведет к пересмотру отраслевой
схемы высотности застройки (Постановление
правительства Москвы № 398-ПП 13.08.12 «Об отраслевой
схеме высотных ограничений застройки на
территории города Москвы (по данным визуально-ландшафтного
анализа)». Учитывая, что установленные
ограничения, согласно п.п. 1.2, 1.4 Отраслевой
схемы, направлены на:
— соблюдение требований правовых актов
в области охраны объектов культурного наследия
и осуществления градостроительной деятельности;
— определение условий сохранения ценных
визуально-ландшафтных характеристик городской
среды; — обеспечение оптимального восприятия
объектов культурного наследия в историко-градостроительной
и природной среде (в том числе на территориях,
не включенных в состав зон охраны объектов
культурного наследия); — сохранение ценных
особенностей городского ландшафта в целях
формирования комфортных условий для проживания
в Москве; — учет природных особенностей
территории города Москвы (ландшафтно-пространственная
организация городской среды с учетом характера
и отметок рельефа, структуры речных долин,
особенностей распространения и структуры
озеленения); — учет композиционно-планировочных
характеристик территории города Москвы,
существующей системы градостроительных
ориентиров, масштабно-типологических особенностей
и высотных параметров существующей застройки;
— учет сохранности традиционного городского
ландшафта; — учет охранного статуса и градоформирующей
значимости элементов городской среды
можно констатировать, что фактически взламывается
пригодная для проживания городская среда,
рушится баланс территорий и рушится вся
Москва. Это - следствие массированного и
агрессивного строительного лобби.
С присоединением новых территорий к Москве
(ТиНАО) в состав Москвы вошли леса Новой
Москвы - один из важнейших компонентов
общего природного комплекса московской
агломерации. Границы лесов были ранее установлены
Гослесфондом. Однако, на кадастровый учет
поставлены не были, и после присоединения
к лесам был применен термин ООЗТ, не имеющийся
в действующем законодательстве. Регулирование
градостроительной деятельности на территории
ООЗТ осуществляется исключительно принятыми
постановлениями правительства Москвы,
которые в настоящее время, вместо максимального
сохранения лесов Новой Москвы, предусматривают
вырубку под строительство любых объектов,
которое разрешит само Правительство Москвы!
Ведущаяся в настоящий момент очередная
«актуализация» очередного Генерального
плана под предлогом присоединения территорий
ТиНАО, для территории «старой» Москвы не
имеет правовых оснований, поэтому актуализированный
Генеральный план в части территорий в границах
«старой» Москвы не должен быть пересмотрен.
События последних месяцев свидетельствуют
об отмене важных действующих ограничений,
что может явиться подготовкой для неправомерных
изменений Генерального плана в части земель
общего пользования Природного комплекса
в границах «старой» Москвы:
• Постановлением правительства Москвы
от 18.11.2014 N 674-ПП отменено Постановление
Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года
N 878-ПП «О ходе реализации Схемы сохранения
и развития территорий природного комплекса
города Москвы» (далее – Постановление №
878). Действие этого постановления отменено
неправомерно, так как противоречит «Основным
положениям новой экологической политики
города Москвы», утвержденным Постановлением
Правительства Москвы N 394-ПП от 10.07.2014. Отмененное
Постановление№ 878 полностью соответствует
ключевым принципам, изложенным в Постановлении
Правительства Москвы N 394-ПП от 10.07.2014:
- «приоритетность сохранения биоразнообразия,
естественных экологических систем, природных
ландшафтов и природных комплексов», - «важность
и необходимость защиты естественных экологических
систем и естественных процессов, местных
видов растений и животных», - «отказ от
угрожающих биоразнообразию технологий
и внедрение технологий бережного содержания
городских территорий, водных объектов,
обеспечивающих безопасность естественных
природных сообществ», - «восстановление
нарушенных естественных экологических
систем». Отмена Постановления № 878 направлена
исключительно на снятие ограничений по
использованию объектов природного комплекса,
направленных на их сохранение, установленных
этим постановлением.
• Постановлением № 685-ПП от 20.11.2014 «О признании
утратившими силу правовых актов (отдельных
положений правовых актов) города Москвы»
отменены все постановления о градостроительных
планах развития территорий всех округов
города Москвы, принятые во исполнение генерального
плана до 2020 года. Очевидно, все эти постановления
отменены в связи с их неисполнением и нарушениями,
допущенными при реализации градостроительной
деятельности в Москве, не предусмотренной
генеральным планом, и, следовательно, противоречащей
ГрадК РФ и Москвы. Перечень отмененных постановлений
– Приложение 5.
5. БЛАГОУСТРОЙСТВО.
Особую роль в истреблении зеленых насаждений
в Мосве играет так называемое «благоустройство»,
проводимое на землях природного комплекса.
«Благоустроительные» работы проводятся
по проектам, разработанным с нарушением
норм федерального и московского природоохранного
законодательства. Работы проводятся разнорабочими
без специальных знаний и без контроля со
стороны ДПиООС, не соответствуют статусу
территорий, включают неправомерное запечатывание
почвы, разрушение естественной устойчивости
водных объектов, нарушения правил содержания
зелёных насаждений. Это ведет к массовому
уничтожению объектов растительного и
животного мира. При содержании объектов
природного комплекса нарушаются требования
по содержанию зеленых насаждений. Следствием
таких действий является деградации экосистем.
Деградированные экосистемы, включая
ООПТ, вместо полноценной реабилитации и
восстановления подвергаются градостроительному
освоению, с помощью тех же процедур, превращающих
сформированный объект в территорию для
проектирования.
6. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.
В 2004 г., Правительство Москвы одобрило
Схему развития и размещения особо охраняемых
природных территорий в городе Москве, разработанную
в развитие самого экологически ориентированного
Генерального плана Москвы до 2020 г. В 2005 г.
Схема получила силу Закона города Москвы,
которым все природные территории Москвы
(леса, речные долины с лугами, верховые и
переходные болота) и некоторые экологически
значимые резервные территории Природного
комплекса (Братеевская пойма и Капотненский
берег р. Москвы, др.) были предназначены
для создания новых ООПТ самых разных категорий.
При этом Генеральным планом Москвы до 2020
г. завершить создание предусмотренных им
ООПТ планировалось в 2005 г.
Всего в соответствии с Законом города Москвы
от 6 июля 2005 г. № 37 «О схеме развития и размещения
особо охраняемых природных территорий
в городе Москве» в границах МКАД и примыкающих
к ней территорий, присоединённых к Москве
в 1984 г., подлежат созданию 88 территориальных
ООПТ и 31 - «точечная» (родники, примечательные
деревья), а также 115 памятников природы и
заповедных участков в границах уже существующих
ООПТ и территорий ПК, предназначенных для
образования новых ООПТ (их площадь в суммарной
площади московских ООПТ не учитывается).
Вместе с образованными в Москве в 1983-2002
гг. более 40 территориальных ООПТ, включивших
в свой состав все более или менее крупные
лесные массивы и поймы почти всех речных
долин, новые ООПТ должны были завершить
формирование экологического каркаса, т.е.
экологической сети многомиллионного мегаполиса,
занимающего огромную по европейским меркам
территорию – свыше 1000 кв. км в границах
старой Москвы).
По состоянию на сегодняшний день в Москве
статус ООПТ не получили 80 запланированных
с 2005 года к созданию территориальных ООПТ,
а с 2010 года не создано ни одной ООПТ. К сожалению,
часть этих территорий, прежде всего – речные
долины, в результате проведения тех или
иных «благоустроительных» работ утратила
свои природные качества и стала непригодной
для образования ООПТ. Наиболее яркий пример
тому - долины рек Яузы и Чермянки, которые,
сохраняя до настоящего времени статус памятников
природы, подверглись парковому «комплексному
благоустройству» и как природные объекты
потеряны. Под такой же угрозой находится
долина р.Котловки и некоторые другие речные
долины, которые по поручению Мэра Москвы
приводятся «в порядок».
Некоторые лесопарки также «благоустроены»
или планируются под «благоустройство»
с применением неприемлемых для природных
территорий принципов и методов, которые
предписываются Правилами создания, содержания
и охраны зелёных насаждений в городе Москве
и МГСН 1.02-02 «Нормы и правила проектирования
комплексного благоустройства на территории
города Москвы».
Круглый стол по теме: «Планируемые к созданию
и не созданные особо охраняемые природные
территории в Москве: территории для резервирования
строительства или развития природоохранного
потенциала мегаполиса?» был проведен фракцией
КПРФ в Московской городской думе 29.05.2014.
Но ситуация с тех пор лишь усугубилась –
под застройку отдана ООПТ Мневниковская
пойма, которую власти Москвы преподносят
как «депрессивную территорию, состояние
которой оценивается как экологическое
бедствие». Однако более 70% её площади занимают
особо ценные для Москвы природные и природоподобные
местообитания с характерной для крупных
речных пойм флорой и фауной, которые не
требуют «полноценной экологической реабилитации».
Кроме того, представленная на этой площади
естественная растительность эффективно
выполняет средозащитные и другие экологические
функции, в том числе – водоохранные, поддерживающие
относительно благополучное состояние р.Москвы
в её Мнёвниковской излучине. Если бы подобная
природная территория находилась в любой
из крупных европейских столиц, то она, бесспорно,
находилась бы под особой охраной, и никому
бы в голову не пришло отдать её под градостроительное
освоение. Бесспорно, что некоторые участки
Мневниковской поймы участки следует рекультивировать
с целью восстановления экологического
потенциала. Но превращение её из объекта
природного наследия в урбанизированное
пространство, как бы оно не именовалось
и какие бы важные цели не преследовало,
нарушает законы РФ и города Москвы.
Совершенно очевидно, что в Москве реализуется
программа полного уничтожения Природы,
все решения принимаются в пользу застройщиков.
Итог таких действий – невосполнимые для
столицы потери природных компонентов, ведущие
к резкому ухудшению состояния окружающей
среды, росту экологически зависимых заболеваний,
в том числе онкологических, в том числе
у детей. Возможность обеспечения безопасной
окружающей среды в Москве с каждым днем
становится все менее достижимой, это очевидно
уже сейчас и каждый москвич неоднократно
ощутил это на себе.
Участники круглого стола поддержали Резолюцию
слушаний, проведенных в Общественной палате
города Москвы 5.11.2014 года на тему: Существует
ли природоохранная политика при осуществлении
градостроительной деятельности в Москве?»
и пришли к следующим ВЫВОДАМ:
1. Генеральный план развития города систематически
не выполняется, что вызывает у Правительства
Москвы необходимость его постоянно «актуализировать».
При этом, под видом актуализации происходит
узаконивание допущенных ранее нарушений.
2. Актуализация генерального плана всегда
направлена на градостроительное освоение
и сокращение экологически эффективных
площадей – ООПТ, природных территорий,
парков, скверов, бульваров, садов, меняя
назначение этих земель, статуса, площади.
3. Территории природного комплекса всех
категорий являются общенародным достоянием,
унаследованным всеми москвичами от предыдущих
поколений. При градостроительном освоении
земель общего пользования природного комплекса,
ООПТ и природных территорий происходит
нарушение имущественных прав миллионов
москвичей как наследополучателей.
4. Вместо соблюдения требований Закона
и действующих нормативных актов, происходит
их отмена или внесение в них изменений,
упраздняющих нарушенные требования.
5. Под «развитием» города на самом деле
скрывается массовое уничтожение объектов
растительного и животного мира, что ведет
к опасным и непоправимым экологическим
последствиям.
6. Уменьшение площади земель общего пользования
природного комплекса Москвы и отмена норматива
обеспеченности землями общего пользования
природного комплекса неправомерны.