14.06.2012
Москве предстоят большие затраты на создание инфраструктуры на новой территории. Для этого в скорректированном бюджете Москвы заложено 430 млрд рублей. Часть этих расходов, скорее всего, будет погашаться за счет налогоплательщиков. В этом смысле жители Москвы существенно пострадают, сколько бы там ни говорили о сохранении социальных гарантий. Бюджет не резиновый.
Интервью руководителя фракции КПРФ в
Мосгордуме Андрея Клычкова газете "Советская
Россия". Через месяц – 1 июля 2012 г. –
вступит в силу соглашение об изменении
границ между Москвой и Московской областью.
Оно было подписано мэром столицы Сергеем
Собяниным и экс-губернатором Московской
области Борисом Громовым 29 ноября 2011 г.
и утверждено Советом Федерации 27 декабря
2011 г.
С инициативой расширения Москвы выступил
год назад Д.Медведев. На присоединенных
территориях, заявлял экс-президент, найдется
место для финансового центра и перевода
множества учреждений вместе с чиновниками
из центра столицы на новую окраину. Это,
по мнению Медведева, разгрузит магистрали
Москвы от избытка автотранспорта и «облегчит
жизнь огромному числу людей».
Едва прозвучав, идея начала стремительно
воплощаться в жизнь. Вскоре было объявлено,
что границы Москвы отодвигаются на юго-запад
Подмосковья, к Калужской области. Мнения
жителей Москвы и области о таких переменах
никто не спрашивал. Сейчас граждане поставлены
перед фактом: столице переходит 148 тысяч
гектаров областных территорий, 21 муниципальное
образование, в том числе города Троицк и
Щербинка, 19 городских и сельских поселений,
входивших в Подольский, Ленинский и Наро-фоминский
районы, а также часть Одинцовского и Красногорского
районов Подмосковья.
– Решит ли проект «Новая Москва» проблемы
развития территорий, транспортной переполненности
столицы, возможно ли создание финансового
центра?
– Не за горами 1 июля, но, кроме заявлений
о намерениях, нет ни плана социально-экономического
развития присоединяемой территории, ни
внятной концепции решения проблем, ни предложений
по градостроительной политике. До сих пор
нет финансово-экономического обоснования
по затратам, которые потребуются от Москвы
при увеличении площади почти в два с половиной
раза.
– Губернатор Шойгу уже потребовал компенсацию
потерь областного бюджета в сумме 35 млрд
рублей ежегодно за присоединяемые к столице
земли. Выигрывает ли Москва от расширения?
– В проигрыше обе стороны. Бюджет Москвы
теряет в силу складывающейся экономической
ситуации, а бюджет Московской области –
из-за того, что у нее забрали существенный
кусок, приносивший налоги. Из бюджета Московской
области 8 млрд рублей переходит в бюджет
г. Москвы. В то же время Москве предстоят
большие затраты на создание инфраструктуры
на новой территории. Для этого заложено
в скорректированном бюджете Москвы 430 млрд
рублей. Часть этих расходов, скорее всего,
будет погашаться за счет налогоплательщиков.
В этом смысле жители Москвы существенно
пострадают, сколько бы там ни говорили о
сохранении социальных гарантий. Бюджет
не резиновый. Нехватка средств будет ощущаться
острее по мере ухудшения социально-экономической
ситуации.
Проиграют и жители Подмосковья. По ним
ударит безработица. Ко мне уже обратились
граждане Троицка, которые работают в учреждениях
соцзащиты, службы занятости, фонда обязательного
страхования. Они получили уведомления об
увольнении. Причина – изменение организационно-правовой
формы. Это связано с присоединением территории
к Москве. А у людей – семьи. Они не могут
терять доход. Что им остается? Ехать в Москву
и искать работу. Пример Троицка не единичный.
Безработица коснется и других населенных
пунктов на присоединяемых территориях.
Люди из Московской области отправятся на
заработки в Москву, где еще больше усугубится
транспортная проблема.
– И никакой разгрузки столичного мегаполиса
не случится?..
– Это очевидно. Московская область, как
и другие регионы РФ, требует развития в
целом. Но государственная власть не хочет
понимать, что не Москву надо расширять,
а регионы поднимать, создавать в них производство,
науку, чтобы люди не бросали насиженные
места, а оставались работать в своих краях
и приносили доходы в местные бюджеты. У
нас же люди бегут из родных мест, не имея
там ни работы, ни зарплаты достойной, ни
образования, ни перспектив.
У меня страшные данные по регионам. За год
в России вымирает и исчезает с карты страны
19 тысяч населенных пунктов разного уровня
– поселков, сел, деревень. Этот процесс
запущен созданием огромного столичного
«пылесоса», который притягивает к себе
трудовые ресурсы, опустошая другие территории
РФ. Не хотелось бы жить в стране среди выжженных
полей и одичавших пустырей. Но власти упорно
расширяют столицу и собираются в будущем
объединить Москву и область в Московский
федеральный центр со столичными функциями.
– В советское время накоплен опыт обустройства
регионов. Крупные научные центры создавались
в Московской области. Например, Дубна, Академгородок
в Новосибирске, промышленные центры – по
всему Союзу. Почему сейчас эта практика
не находит применения? Тогда не было бы
бессмысленной миграции населения, межрегиональных
споров по земле, налогам, контрибуциям.
– Да, есть ценный опыт. В том числе и по
Москве. В советское время появлялись микрорайоны.
Но в любом из них помимо жилого сектора
были и наука, и промышленность, и социальная
инфраструктура. Людям не обязательно было
ехать из своего микрорайона в центр. Это
снижало нагрузку на транспорт. А сейчас
иной подход, потому что нет стремления развивать...
Разве это не абсурд, когда выделяются дополнительные
земли, чтобы избавиться от транспортной
проблемы? Да и как можно решить поставленную
задачу, растянув Москву от Калуги до Люберец?
Причем в одном направлении.
– Медведев обещал перебросить чиновников
на окраину. Что это даст Москве?
– Ничего. Все прекрасно понимают, а эксперты
подтверждают, что переброска чиновников
подальше от центра не решит ни одной проблемы
города. Здания, помещения, из которых выедут
чиновники, пустовать не будут. Их приватизируют
или сдадут в аренду коммерческим структурам.
В них набьется еще больше народу, чем было
чиновников. Еще больше будет приезжать
машин, людей…
– А что даст присоединяемой территории
появление финансового центра?
– Эта идея вообще не выдерживает никакой
критики. Не земля и не дополнительная территория
определяют, быть финансовому центру или
нет. Такой центр возможен в стране, где стабильные
налоговая, экономическая, бюджетная политика,
где нормально работают правоохранительные
органы, а уровень коррупции низок. К сожалению,
мы не можем похвастаться ни одним из этих
показателей. Поэтому утверждаю, что сейчас
финансовый центр для России не реален.
– Экологи, насколько мне известно, не в
восторге от выбора территории для присоединения
к Москве. Почему?
– Значительная часть из 148 тысяч гектаров
– крупный лесной массив. Он никогда не вырубался,
не застраивался. В этом направлении проходит
московская роза ветров. Вековые подмосковные
леса, как легкие, очищают воздух. Вырубая
их под застройку, жителей Москвы и Подмосковья
лишают бесценного природного фильтра, защищающего
нас от грязного воздуха и неблагоприятной
среды.
– Получается, от расширения Москвы простому
человеку – одни потери. А кто обретет на
территориальном переделе?
– Собственники, владеющие большими наделами,
многочисленными гектарами земли сельхозназначения
на прогонной территории. В один день миллионеры
станут миллиардерами. Эти земли станут
владениями городских поселений, что разрешает
их застраивать, а дома и квартиры продавать.
– Губернатор Подмосковья С.Шойгу называет
первоначальную цену гектара присоединяемой
территории – 236,5 тыс. рублей. За землю С.Шойгу
хочет получить компенсацию в счет подмосковного
бюджета. Между главами двух субъектов –
мэром Москвы С.Собяниным и губернатором
С.Шойгу – чувствуется напряжение. Уступать
никто не хочет. Какой может быть развязка?
– Думаю, они найдут консенсус. Финансовый
спор объективно возникает в таких случаях.
Шойгу не хочет за так отдавать земли, Собянин
озабочен потерями московского бюджета.
Не исключаю, что после обсуждений и дискуссий
присоединяемая территория уменьшится.
Но это мы узнаем ближе к 1 июля.
– Позиция фракции КПРФ в Мосгордуме по
соглашению о расширении Москвы?
– Отрицательная. Нам непонятна ни градостроительная,
ни экономическая, ни социальная перспектива
этого решения. Его спустили сверху, «Единая
Россия» механически проголосовала «за».
Все делается поспешно, непродуманно, что
не обещает положительного результата.
Беседовала Галина ПЛАТОВА