24.03.2011
Коррумпированность российского общества и государственного аппарата достигла беспрецедентного уровня. Коррупция в избирательном процессе - одна из наиболее опасных, поскольку она и порождает последующее многообразие коррупционных проявлений во всех органах власти, предоставляет возможность политической элите распоряжаться значительными материальными ресурсами и определять финансово-экономическую политику страны. Это ведет к недоверию населения к власти и процедуре ее формирования, а также влечет за собой девальвацию значения закона и права.
Выступление Андрея Клычкова 21 марта в Государственной
Думе на круглом столе по теме: «Эффективность
федерального законодательства по борьбе
с коррупцией и меры его совершенствования».
Электоральная коррупция и законодательные
пути её ограничения
Особенности коррупции в политической сфере
За последние годы коррумпированность российского
общества и государственного аппарата достигла
беспрецедентного уровня. Коррупция поразила
все ветви власти, связав их в единый государственный
аппарат, заинтересованный лишь в воспроизводстве
собственного благополучия.
Одна из наиболее опасных - коррупция в избирательном
процессе, поскольку она и порождает последующее
многообразие коррупционных проявлений
во всех органах власти, предоставляет возможность
политической элите распоряжаться значительными
материальными ресурсами и определять финансово-экономическую
политику страны.
Результатом такого незаконного влияния
на волеизъявление граждан является искаженное
политическое представительство различных
социальных слоев, что ведет к недоверию
населения к власти и процедуре ее формирования,
а также влечет за собой девальвацию значения
закона и права как инструментов регулирования
жизни страны.
Избирательная коррупция представляет
собой использование заинтересованными
лицами, а фактически действующей политической
бюрократией, своего должностного положения
с целью незаконного воспроизводства собственных
властных полномочий. Кандидаты на государственные
выборные должности стремятся получить
эти полномочия официально, используя помощь
финансовой элиты в обмен на возможность
влияния в дальнейшем на принятие выгодных
для них решений. И если ещё 5 - 10 лет назад
финансовые лоббисты в большинстве своем
оставались в тени, то в последние годы они,
не скрывая своих намерений, сами стремятся
на выборные должности органов власти, напрямую
используя свои финансовые возможности
и находясь под покровительством высших
должностных лиц государства.
Коррупция в ходе подготовки и проведения
избирательной кампании
Методы, которые использует власть в ходе
выборов, широко известны, применяются регулярно
и повсеместно, с поправкой на территориальные
и социально-экономические особенности
субъектов РФ.
Эти методы характеризуются возможностью
административно и финансово влиять на результаты
избирательной кампании, в частности использовать
так называемый административный ресурс,
обеспечивающий покрывательство со стороны
правоохранительных органов и системы избирательных
комиссий.
К основным способам незаконного влияния
на итоги голосования можно отнести:
• Использование массива государственных
или зависимых средств массовой информации
– телевидения, радио, печатных изданий,
интернет-ресурсов.
Это, прежде всего, предоставление приоритетного
права на печатные площади и эфирное время
нужным кандидатам и ограничение этого права
(либо отказ в нем) для кандидатов от политических
оппонентов. Систематическая реклама и самореклама
кандидатов, поддерживаемых властью, и активно
насаждаемый негативный образ оппозиционных
партий. Повсеместное использование своего
служебного положения и проводимых якобы
в связи с этим встреч, интервью, массовых
мероприятий для создания информационных
поводов и широкого освещения своей деятельности
в СМИ.
• Влияние через зависимые избирательные
комиссии на весь избирательный процесс,
начиная с регистрации кандидатов и заканчивая
подведением итогов голосования.
• Активное вовлечение в избирательный
процесс контролирующих, правоохранительных
и судебных органов для блокирования различными
способами предвыборной кампании политических
конкурентов, от изъятия агитационных материалов
до выдвижения уголовных обвинений кандидатам
от оппозиции и покрывательства нарушений
отдельных кандидатов и отдельных партий.
• Использование материального и организационного
ресурса - служебных помещений, средств связи,
транспорта, оргтехники, кадров; распространение
агитационных материалов через школы, поликлиники,
детские сады, органы ЖКХ и т.д.
• Скрытый подкуп избирателей путем повышения
пенсий, государственных пособий и других
выплат, которые могут устанавливаться действующей
властью.
• Широкое использование финансовых средств,
помимо средств избирательного фонда. В
случае выдвижения кандидатов, уже имеющих
властные полномочия, прямое использование
бюджетных средств.
Законодательные возможности ограничения
электоральной коррупции
Очевидно, что для исключения возможности
коррупционного воздействия в ходе выборов,
необходимо, чтобы все субъекты избирательного
процесса были независимы от действующей
власти, и как результат, были созданы равные
условия для всех кандидатов и политических
партий.
Но как этого добиться, если законодательно
независимость и так провозглашена в отношении
избирательных комиссий, судов и СМИ?
• Независимость СМИ.
Это, пожалуй, одна из основных проблем,
так как фактически задолго до начала избирательной
кампании создается необходимый медийный
фон для кандидатов партии власти. Другие
партии могут это реализовать только с помощью
серьезных финансовых затрат, коими они
не обладают.
В последнем послании Президента Д.А. Медведева
Федеральному Собранию была озвучена рекомендация
для органов власти субъектов РФ освободиться
от всех непрофильных активов: «органы власти
не должны быть владельцами заводов, газет,
пароходов». Мысль здравая, но как она может
быть реализована на практике? Скорее всего,
через подставные коммерческие структуры
и лояльных бизнесменов, которые точно так
же за деньги налогоплательщиков по фиктивным
договорам продолжат рекламу партии власти
в обмен на лояльность после выборов. Таким
образом, бюджетные деньги просто будут
перекладываться из одного кармана в другой.
Поэтому представляется, что более результативным
было бы введение нормы о предоставлении
всем зарегистрированным политическим партиям
обязательного и равного количества времени
или печатной площади в государственных
СМИ для информирования граждан о своей
программе и взглядах на социально-экономическое
развитие страны. Такая законодательная
инициатива была, и она даже действует. Но
как именно она действует и принята ли она
для реального обеспечения равенства партий?
Отсутствие в данном законе норм о количественных
и качественных показателях представляемого
эфирного времени, понятия прайм-тайм (самого
популярного времени) превращает закон в
фикцию. При этом поправки, предлагаемые
фракцией КПРФ в ходе принятия ФЗ «О гарантиях
равного доступа политических партий при
освещении их деятельности СМИ…», о которых
я сказал выше, были категорически отвергнуты
большинством голосов «Единой России».
И что мы имеем? Равенство соблюдается, всем
дается одинаковое количество времени, но
одних показывают в самое «смотрибельное»
время сто раз, а других в 4 утра один раз,
зато долго. Или другое ноу-хау этого закона:
ноль – это тоже равенство, но для одних
ноль равен нулю, а для других, оказывается,
не обязательно.
Что касается негосударственных СМИ, представляется
логичным ввести норму, обязывающую СМИ
в процессе освещения деятельности законодательного
органа и принятых им решений, в одном информационном
блоке в обязательном порядке обнародовать,
каким образом каждая из фракций голосовала
и мотивы такого голосования.
• Использование должностного положения
кандидатов от партии власти.
Изменения, которые вносились в избирательное
законодательство, начиная с 2003 года, не
способствовали равному положению кандидатов
и их доступу к агитационным возможностям.
Необходимо восстановить положения закона,
обязывающие уведомлять зарегистрированных
кандидатов о встречах и мероприятиях, которые
организованы органами власти и на которых
будет присутствовать один из кандидатов.
То же самое касается и обязательности проведения
дебатов между кандидатами. Граждане должны
знать о позиции и программных положениях
всех без исключения представителей политических
партий, а не только рекламных слоганах действующей
власти.
• Финансирование избирательных кампаний
и использование избирательных фондов.
Очевидно, что размеры расходов на избирательную
кампанию кандидатов от партии власти и
кандидатов от всех других политических
партий просто несопоставимы, и все это идет
в обход установленных избирательных фондов.
Необходимо пересматривать их размеры и
способы формирования.
Если избирательный фонд уменьшить в несколько
раз и финансировать его из бюджета с возможностью
постоянного общественного контроля, все
кандидаты будут в равных условиях.
• Формирование и деятельность избирательных
комиссий.
Финансирование и тесная организационная
связь с исполнительной властью не дает
оснований рассчитывать на беспристрастность
избиркомов, поэтому в этой сфере законодательство
также необходимо пересматривать.
Возможно, необходимо равное представительство
от всех политических партий, участвующих
в выборах. Либо, к примеру, как предложил
уполномоченный по правам человека В. Лукин,
по принципу случайной выборки, как в случае
с присяжными заседателями. В этом же ключе
необходимо рассматривать вопрос о равном
представительстве партий в руководящих
органах комиссий. В любом случае, основным
итогом должна стать реальная независимость
членов избирательных комиссий от государственной
власти.
• Использование открепительных удостоверений.
Нарушения, связанные с незаконным использование
открепительных, чрезвычайно сложно выявить
и доказать, однако то, что они имеют место,
не вызывает никаких сомнений. С каждой избирательной
кампанией количество открепительных удостоверений,
которые определяет организующая выборы
избирательная комиссия, увеличивается.
Нетрудно догадаться, кто за этим стоит,
и как массовое голосование по открепительным
использует в своих интересах партия власти.
Представляется, что было бы более эффективно
не отдавать это право на усмотрение избирательной
комиссии, а законодательно ограничить возможное
количество открепительных удостоверений
пропорционально количеству избирателей
на конкретной территории.
• Голосование и подсчет голосов.
Необходимо расширить права наблюдателей
от кандидатов и международных наблюдателей.
Всем понятно, что наблюдатель от оппозиционной
партии, зачастую находясь на избирательном
участке в одиночку, испытывает давление
со стороны лояльных власти членов избирательной
комиссии, а также правоохранительных органов,
присутствующих для обеспечения общественного
порядка. В результате для удаления с участка
достаточно одного желания со стороны избирательной
комиссии, все остальные представители власти
согласятся с любыми основаниями для удаления.
В связи с этим, на мой взгляд, было бы результативным
законодательное обеспечение возможности
видеосъемки процесса голосования и действий
комиссии не только для представителей СМИ,
но и для всех иных участников избирательного
процесса.
• Противодействие административным технологиям
и электоральной коррупции.
Эффективно противостоять административному
ресурсу может широкое освещение деятельности
всех политических партий и общественных
движений и, как следствие, повышение политической
информированности и социальной активности
и ответственности граждан. Безусловно,
реализация конституционного принципа на
свободу собраний и митингов в этом направлении
играет основополагающую роль. Необходимо
отстаивать равные возможности всех политических
партий на организацию публичных мероприятий.
Однако принятые в 2010 году единороссовским
большинством Госдумы поправки в закон «О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетированиях», безусловно, установили
дополнительные ограничения для организации
и проведения публичных мероприятий. Вслед
за федерацией, в настоящее время вносить
поправки в региональные законы начали и
отдельные субъекты федерации. Поэтому,
безусловно, фракциям КПРФ в региональных
парламентах необходимо отстаивать наши
позиции и добиваться исключения административных
барьеров из проектов законов, предлагаемых
исполнительной властью.
• Дополнительные законодательные возможности
борьбы с электоральной коррупцией.
Безусловно, говоря об электоральной коррупции,
нельзя не отметить необходимость возвращения
к прямым выборам глав регионов и глав муниципальных
собраний, возврата в избирательные бюллетени
графы «против всех», порога явки. Именно
неверие граждан в институт выборов и составляет
фундамент электоральной коррупции.
В заключение вынужден констатировать факт
невозможности реализации всех указанных
выше предложений по изменению законодательства
без политической воли первых лиц государства.
В настоящее время, судя по вносимым властью
инициативам, рассчитывать на это не приходится.
Пока все, чем может противодействовать
общество и оппозиционные политические
партии электоральной коррупции, это придание
широкой общественной огласке административных
способов воздействия на итоги выборов и
конкретных нарушений законодательства,
с целью повышения социальной активности
и ответственности граждан и, как результат,
повышения явки на выборах.