Москвичи боятся внедрения универсальной электронной карты
Фракция КПРФ в Мосгордуме настаивает на внесении существенных поправок в проект закона города Москвы «Об универсальной электронной карте».
Фракция КПРФ в Мосгордуме настаивает на
внесении существенных поправок в проект
закона города Москвы «Об универсальной
электронной карте».
Одновременно с форсированным внедрением
универсальной электронной карты (УЭК) на
федеральном уровне, соответствующие законопроекты
в экстренном порядке рассматриваются и
в регионах. В Москве первое чтение законопроекта
«Об универсальной электронной карте» состоялось18
февраля на внеочередном заседании Мосгордумы.
Документ вызвал массу вопросов не только
у депутатов фракции КПРФ, но и у жителей
столицы.
«Без нашего согласия объединяется информация
о всех сторонах жизни человека: здоровье,
доходах, собственности, социальном обеспечении,
личной и семейной тайне», - говорится в одном
из многочисленных обращений во фракцию
КПРФ.
Опасения граждан вполне оправданны, ведь
УЭК выполняет целый комплекс функций: идентификации
личности, получения государственных услуг
в системе обязательного медицинского страхования,
получения государственных услуг в системе
обязательного пенсионного страхования,
получения банковских услуг и другие.
Проблема усугубляется еще и тем, что 16 декабря
2009 года Государственной Думой из ФЗ «О персональных
данных» исключены положения о защите персональных
данных. Теперь операторам не требуется
использовать шифровальные, криптографические
средства. Открытая отмена законодательных
гарантий минимальных средств защиты превращает
персональные данные человека в легкую добычу
для любых криминальных манипуляций.
Цивилизованные страны, вполне преуспевающие
в сфере электронных технологий, отказались
от применения унифицированной электронной
карты. К примеру, в Германии единая карта
законодательно запрещена по соображениям
безопасности граждан. В Англии для безопасности
граждан в 2010 году законодательно упразднен
Регистр идентификации и уничтожены базы
данных. В Южной Корее электронное правительство
сделали, но из-за высокого уровня электронного
мошенничества население отказалось пользоваться
этими услугами.
Второе чтение проекта закона города Москвы
«Об универсальной электронной карте» состоится
предположительно 9 марта. Фракция КПРФ в
Мосгордуме внесла в законопроект свои поправки,
направленные на защиту прав граждан.
Пресс-служба фракции КПРФ в Мосгордуме
Поправки
к проекту Закона МГД «Об универсальной
электронной карте»
№ п/п
Содержание поправки
Краткое обоснование
1.
Дополнить преамбулу текстом следующего
содержания:
«Целью настоящего закона является обеспечение
конституционных прав граждан, создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека.»
Необходимость разработки данного закона
объясняется не только важностью определения
полномочий органов государственной власти,
но и обеспечением конституционных прав
москвичей.
2.
Абзац 1 статьи 1 Закона изложить в следующей
редакции:
В целях реализации Федерального закона
«Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг»Правительство города
Москвы гарантирует реализацию законных
прав и интересов граждан Российской Федерации
вне зависимости от способа предоставления
государственных и муниципальных услуг:
с помощью универсальной электронной карты
или материального (бумажного)носителя информации.
Полномочиями Правительства Москвы в сфере
нормативного правового регулирования (за
исключением случаев, когда нормативное
правовое регулирование осуществляется
законом города Москвы либо актом уполномоченного
органа государственной власти города Москвы
в соответствии с прямым указанием в нормах
федерального закона) и организации деятельности
по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных
электронных карт являются:»
Законопроект требует уточнения гарантий
предоставления государственных и муниципальных
услуг, иных услуг тем гражданам, которые
не желают или не могут в силу физического
состояния, возраста, убеждений использовать
универсальную электронную карту, но хотели
бы пользоваться такими услугами посредством
традиционной документальной формы (паспорта,
свидетельства о рождении, военного билета,
пенсионного удостоверения и др.).
3.
Статью 1 Закона дополнить пунктами 22, 23:
«22) обеспечение соблюдения при предоставлении
государственных и муниципальных услуг
с использованием информационно - телекоммуникационных
технологий конституционных прав граждан:
на неприкосновенность частной жизни, семейной
тайны, на личную неприкосновенность, на
свободу совести и вероисповедания, права
иметь религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними;
23) обеспечение права приобретения и осуществления
прав и обязанностей, получения государственных
и муниципальных услуг под своим именем,
включающим фамилию, имя и отчество без использования
цифровых идентификаторов личности, штрихового
кодирования, радиочастотной (микрочипы),
биометрической и других способов и средств
автоматической идентификации человека
и его документов.»
Полномочия Правительства Москвы следует
дополнить положениями статей по защите
прав и свобод москвичей, а также использованию
гражданами своего собственного имени при
предоставлении государственных и муниципальных
услуг с использованием информационно -
телекоммуникационных технологий, универсальных
электронных карт.
4.
Статью 3 Закона дополнить пунктом 6:
«6. Граждане, обладающие универсальной
электронной картой, при получении государственных
и муниципальных услуг имеют право, по их
желанию, использовать материальные (бумажные)
носители информации.»
Статью, регламентирующую порядок выдачи
универсальных электронных карт, следует
дополнить нормой, предоставляющей право
москвичам пользоваться традиционными документами
наряду с электронными носителями информации.
Отсутствие данной нормы приводит к тому,
что без универсальной электронной карты
гражданин лишается возможности реализовать
свое законное право на получение государственных
и муниципальных услуг.
5. Дополнить Закон статьей 7:
Статья 7. Права пользователей универсальных
электронных карт
Гражданин, обладающий универсальной электронной
картой, имеет право:
1) получать полную и достоверную информацию
о сведениях, касающихся его личности и содержащихся
на портале государственных и муниципальных
услуг, в базах данных многофункциональных
центров, универсальной электронной карте
и других носителях информации, как в электронном
виде, так и на бумажном носителе;
2) получать полную, своевременную и достоверную
информацию об организациях, имеющих право
доступа к его личным сведениям, имеющимся
в базе данных уполномоченной организации,
на универсальной электронной карте и электронных
приложениях;
3) получать полную, своевременную и достоверную
информацию о фактах выдачи информации,
касающейся его личности, государственным
органам, юридическим и физическим лицам;
4) получать информацию, предусмотренную
статьей 8 Закона.»
Законопроект не предусматривает участия
конкретного человека, о котором собрана
вся информация на порталах, серверах уполномоченных
организаций, как в передаче, распространении
его персональных данных, так и в получении
достоверной информации о лицах, использующих
его персональные данные.
Принятие статьи о правах пользователей
универсальной электронной карты будет
гарантировать каждому москвичу свободу
в получении о себе информации, хранящейся
в базе данных, а также тех, кто ею пользуется.
Эта статья повысит уровень доверия общественности
к данному закону.
6.
Дополнить Закон статьей 8:
Статья 8. Обязанности операторов
1.Правительство города Москвы, органы исполнительной
власти города Москвы, организации, уполномоченные
на осуществление деятельности по выпуску,
выдаче и обслуживанию универсальных электронных
карт, являясь операторами персональных
данных, обязаны к обеспечению безопасности
персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных,
требования [ http://iv2.garant.ru/document?id=92223&sub=1000 ]
к материальным носителям персональных
данных и технологиям хранения таких данных
вне информационных систем персональных
данных.»
Опыт некоторых западных стран, преуспевших
в сфере электронных технологий, свидетельствует
о том, что они столкнулись с проблемой обеспечения
сохранности персональных данных граждан.
Предлагаемый законопроект не затрагивает
вопросы сохранности баз персональных данных.
Законопроект нуждается в дополнении нормой,
гарантирующей обязанность и ответственность
органов исполнительной власти и уполномоченных
организаций в принятии необходимых организационных
и технических мер для защиты персональных
данных москвичей.
8.
Изменить номер статьи 7 Закона на номер
10:
«Статья 10. Вступление в силу настоящего
Закона»
Изменение нумерации статей вызвано внесением
в законопроект трёх новых статей.
Руководитель фракции «КПРФ»
в Московской городской Думе А.Е. Клычков
25 февраля 2011 года