Загрузка...

Новость

Главная/ Новости/ Новость

Запретить нельзя разрешить: как бороться с проблемами миграции, когда власть не может определиться, где поставить запятую

24 сентября фракция КПРФ в Мосгордуме провела круглый стол на тему: «Проблемы миграции в Москве. Роль государственных органов и общественных организаций».

  • None
  • None
  • None
  • None
  • None
  • None

Не секрет, что в последнее время проблема миграции принимает особую остроту и включает в себя целый комплекс политических, экономических, социальных и других вопросов. С одной стороны, дополнительный приток кадров России объективно нужен, с другой – дешевая низкоквалифицированная иностранная рабочая сила из стран бывшего СССР нередко составляет конкуренцию россиянам.

Так нужна ли России миграция, способны ли органы власти контролировать этот процесс, насколько необходима иностранным работникам социальная адаптация, как предотвратить конфликты в обществе и сгладить непонимание между народами?

На эти вопросы искали ответы участники дискуссии – депутаты Московской городской и Государственной Думы ФС РФ, представители органов исполнительной власти РФ и города Москвы, Посольств государств азиатского региона, общественных организаций.

Круглый стол открыл руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, который коснулся существующих подходов к решению проблем миграции и обозначил позицию коммунистов:

«Федеральные власти утвердили патентную систему для иностранной рабочей силы, в соответствии с которой иностранному работнику для легализации достаточно заплатить 1 тысячу рублей в месяц. При этом руководство столицы - самого привлекательного города для иностранной рабочей силы - постепенно ужесточает миграционную политику и выступает за урезание квот, надеясь на сокращение числа иностранных работников и замещение их на граждан России. Сокращая квоты, власти фактически подталкивают мигрантов на нелегальное положение. Как результат – страдает и бюджет, и сами нелегалы, которые вынуждены жить и работать, не имея ни регистрации, ни разрешения на работу, ни каких бы то ни было социальных гарантий. При этом московские власти организуют большое количество культурно-массовых мероприятий и провозглашают идеи «Кодекса москвича» - документа, направленного на то, чтобы научить приезжих жить в столице, Совета землячеств и национальных Ассоциаций в вузах, призванного содействовать в предупреждении межнациональных конфликтов, карт межнациональной напряженности с указанием мест компактного проживания диаспор в Москве. На наш взгляд, эти предложения носят поверхностный характер и не могут устранить глубинные причины межнациональных конфликтов, коими являются: сокращение рабочих мест, колоссальное социальное расслоение, бедность, коррупция и т.д.

Мы выступаем за вовлечение в процесс общественных организаций, которые могут оказывать прямое содействие профильным департаментам, дополняя работу государства и контролируя исполнение миграционного законодательства на своем уровне».

Теме социальной адаптации была посвящена большая часть выступлений. Вне зависимости от отношения к миграционным процессам, участники дискуссии говорили о том, что дружба между национальностями не возникнет на пустом месте, а от вражды не избавиться до тех пор, пока не будет обоюдного желания понять друг друга и приспособиться друг к другу.

«Чаще всего под мигрантами у нас понимают тех, кто приезжает с целью заработать деньги и вернуться к себе на родину. Этим людям такое понятие как адаптация, казалось бы, и не нужно. Они не пытаются влиться в нашу жизнь, они просто работают и спят там же, где работают, на тех же досках. Другое дело - если человек приезжает не просто на работу, а остается жить, воспитывает здесь своих детей. Для таких людей наша поддержка особенно важна, - сказал депутат Государственной Думы ФС РФ Константин Ширшов. - Судя по официальной статистике, по отчетам всех ответственных ведомств, у нас работа идет, все замечательно. Но если все так хорошо, то почему об этой проблеме так много говорят? Как таковой социальной адаптации и вовлечения в нашу культуру тех людей, которые едут сюда жить и работать, не происходит. Люди должны адаптироваться, что-то получать от нас, что-то, в свою очередь, передавать нам. Но начинать процесс социальной адаптации нужно еще до того, как человек приехал в чужую страну».

Говоря о масштабах миграции, Константин Ширшов подчеркнул, что количество трудовых мигрантов в Москве уже в 2011 году может приблизиться к двум с половиной миллионам человек и составить почти четверть всего населения города.

Ежегодно на миграционный учет в Москве встает в среднем 1 миллион 800 тысяч человек, это четверть потока всей миграции в Россию. «В 2008 году оказалось, что более 8% работников на рынке труда Москвы – иностранцы. Это угрожающая цифра, - заявил начальник отдела внешней трудовой миграции Департамента труда и занятости населения Москвы Андрей Кубышкин. – Когда эта цифра переваливает за 5%, это представляет угрозу для воспроизводства рабочей силы. И, действительно, мы теряем целые отрасли». С этим мнением согласился и ректор ЦАГИ МАИ академик РАН Александр Матвиенко, который поднял вопрос привлечения квалифицированных кадров в оборонную промышленность, куда с неохотой идут москвичи. Отрасль выживает исключительно за счет иногородних и иностранных работников, при этом никаких поблажек специалистам не делается. «Я считаю, что нужно помочь хотя бы тем ребятам, которые с отличием окончили МАИ и заключили контракт на 10-15 лет. Нужно помочь им обустроиться и купить квартиры. Если бы не эти ребята, у нас многие заводы просто остановились бы».

Утверждение, что России нужны именно квалифицированные иностранные кадры, звучало во многих выступлениях. С этим согласился и и.о. начальника УФМС по городу Москве Владимир Иванов. Однако, по его словам, эта идея не противоречит всем остальным мерам по регулированию миграционных процессов и легализации работающих мигрантов. «На сегодняшний день в Москве выдали 2700 патентов, это не так много. Почему не позволить человеку заплатить деньги и нормально легально работать? А то получается, что Правительство Москвы, с одной стороны, против патентной системы, но с другой стороны, признает, что количество денежных переводов из Москвы значительно увеличилось. Получается, что квоты сокращаются, но эти люди где-то работают, кто-то им платит зарплату, а в бюджет не поступает ни копейки».

Вице-президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич подробно изложил свое видение программы социальной адаптации, которая, по его мнению, должна включать три составляющих: правовую, культурологическую, санитарно-гигиеническую. «До сих пор проблемой социальной адаптации в России практически никто не занимался. В лучшем случае проводились хаотичные бессистемные курсы русского языка. Опыт зарубежных стран показывает, что практика социальной адаптации успешно работает. К примеру, в Европе существует Европейский русский альянс. Мы не предлагаем копировать чужие схемы, а предлагаем создать эксклюзивные программы, которые помогут сделать, с одной стороны, нашу страну понятнее для иностранцев и, с другой стороны, снизить негативный настрой россиян к так называемым «понаехавшим».

Чтобы добиться взаимных компромиссов и урегулирования проблемы, нужно, прежде всего, отбросить шаблоны и привнести в работу общественных организаций некий драйв, считает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук. По его мнению, начинать надо с самого простого – переосмысления понятий и выработки новой терминологии. «Слово «гастарбайтер» сразу настраивает на негатив. Система нашего взаимодействия не должна основываться на таких чужих для нас понятиях, как толерантность. Мы должны объяснять нашим людям, что нам нужно дружить, а не толерантностью заниматься». Не обошли стороной и телепрограмму «Наша Раша»: «Таджикистанцев, к примеру, беспокоит то, что общественные организации России не обращают внимания на такие передачи, как «Наша Раша», не закрывают эту тему. Я думаю, мы должны проявить свою заинтересованность в решении этого вопроса», - считает Григорий Трофимчук.

Представители диаспор, приглашенные на круглый стол, обратили внимание на проблемы бесправия мигрантов, рабства, беспредела со стороны правоохранительных органов. «Четкая координация работы органов власти, по сути, отсутствует. У всех разные цифры. При этом по данным Центробанка, за 9 месяцев 2009 года только в Узбекистан переведено 3 миллиарда 300 миллионов долларов. Вот и разделите эту сумму хотя бы на 2 тысячи долларов и посчитайте, сколько в Москве жителей Узбекистана! И это при том, что только треть заработанных денег переводятся официально через банк! – отметила представитель Центра «Миграция и Закон» Юлдуз Атаниязова. – Мы уже об этом не говорим, мы просим только о том, чтобы власть обратила внимание на проблему торговли людьми!»

По итогам заседания круглого стола была создана рабочая группа, которая займется обобщением материала по наиболее острым межнациональным проблемам и подходов общественных организаций, а также подготовкой предложений для Общественных Советов при УФМС, ГУВД и др. профильных департаментов.